Мариинский театр возвращает слушателям редкую жемчужину русской оперной школы, раннее сочинение Модеста Мусоргского – сцены незавершенной оперы «Саламбо». Премьера постановки состоится 22 и 23 (в 13:00 и 19:00) февраля на новой сцене.
Композитор приступил к работе над оперой «Саламбо» в самом начале своего профессионального пути: Мусоргскому было всего двадцать четыре. Именно «Саламбо», создававшаяся с 1863 по 1866 год, стала тем произведением, в котором ярко проявились и интерес Мусоргского к теме народа, и впечатляющая способность через судьбу конкретного человека показать историю целой страны.
В основе либретто – сюжет одноименного романа Гюстава Флобера о противостоянии Карфагена и наемников-варваров, переработанный и дополненный композитором. Мусоргский планировал написать оперу в четырех действиях, но судьба произведения с самого начала складывалась непросто. Не получив необходимой поддержки от друзей-композиторов из «Могучей кучки», Мусоргский прекратил работу над оперой – сохранились лишь отдельные музыкальные номера.
Возвращение этой редкой жемчужины зрителю стало возможным во многом благодаря Мариинскому театру. В 1989 году по его заказу известный петербургский композитор Вячеслав Наговицин создал оркестровую редакцию оперы: в нее вошли номера, оркестрованные самим Мусоргским, а также Римским-Корсаковым и Виссарионом Шебалиным. Эта редакция была расширена в 1991-м посредством включения в нее нескольких родственных произведений Мусоргского, и в таком варианте в том же году Мариинский театр исполнил оперу на древнеримской арене в испанском городе Мерида.
В 2025-м сцены незавершенной оперы Мусоргского «Саламбо» будут представлены в Мариинском в режиссерской версии Сергея Новикова и сценографии Ростислава Протасова. В конце 2024 года этот спектакль с огромным успехом дважды показали в Большом театре.
«Для меня как режиссера работать с таким материалом было своеобразным вызовом. Нужно было соединить сочиненные фрагменты из разных частей повествования в стройную историю. Для этого мы ввели рассказчика, правителя Карфагена и отца Саламбо – Гамилькара. Его образ воплотил народный артист России Владимир Стеклов. Кроме того, к музыкальной редакции 1991 года добавили еще один номер – дуэт Саламбо и ее духовного наставника Шагабарима, – из набросков к которому потом композитор создал дуэт Марины Мнишек и Рангони», – рассказал Сергей Новиков.
По словам режиссера, в этой опере Мусоргский открывается с неожиданной стороны – как лирический композитор, который точно угадывает и передает чувства девушки, разрывающейся между любовью и долгом.
Исторические и батальные сцены в постановке Сергея Новикова переплетаются с красивейшими мифологическими сюжетами о похищении священных рыб и о таинственном покрывале богини, хранящем Карфаген от бед. Сценография спектакля отражает тесную связь двух названных планов, земного и небесного, с помощью ярких цветовых контрастов, всполохов золотого цвета в костюмах и декорациях, легких, струящихся тканей и дорогих парчовых одежд.