06.03.2025

Большой театр России впервые представит в Петербурге интернациональную постановку оперы «Путешествие в Реймс» Россини

14, 15 (в 13:00 и 19:00) и 16 марта на новой сцене Мариинского театра пройдут очередные гастроли оперной труппы Большого театра России. В этот раз коллектив впервые представит в Петербурге один из самых необычных спектаклей в репертуаре – «Путешествие в Реймс» Россини. Постановка была создана совместно с амстердамской Национальной оперой, копенгагенским Королевским театром и Оперой Австралии. Главные партии в предстоящей серии показов исполнят солисты Большого и Мариинского. За пультом Оркестра Большого театра – Алексей Верещагин.

«Путешествие в Реймс» Россини – пример «актуального» оперного произведения XIX столетия. Сочинение было написано по случаю коронации Карла Х, и сюжет разворачивается как раз вокруг этого события, куда стремятся успеть многочисленные гости. Либреттист Луиджи Балокки использовал мотивы романа мадам де Сталь «Коринна, или Италия», но в целом создал самостоятельный сюжет. Коронация прошла в Реймсе 28 мая 1825 года, а через три недели, 19 июня, в Итальянском театре в Париже состоялась премьера оперы Россини.

Однако, несмотря на музыкальные достоинства партитуры, участие лучших певцов той эпохи и ажиотаж вокруг события, которого ждала вся Франция, успеха у публики это гениальное сочинение в свое время не получило. Впрочем, и сам композитор не рассчитывал на долгую репертуарную жизнь оперы, потому что она была написана по конкретному случаю. После нескольких спектаклей Россини забрал партитуру из театра и даже отклонил предложение опубликовать ее за высокое вознаграждение. Через три года музыка из «Путешествия в Реймс» появилась в опере «Граф Ори», практически полностью составив первый акт нового сочинения: в те времена самоцитирование было обычной практикой.

«Путешествие в Реймс» вновь обнаружили лишь спустя полтора века – в 1977 году в архиве римской Национальной академии Санта-Чечилия. После нескольких лет кропотливой работы музыковедов, в 1984-м, возрожденное сочинение было представлено на Россиниевском фестивале в Пезаро, родном городе композитора. С тех пор опера вошла в мировой репертуар, став даже популярнее «Графа Ори».

Необычна не только судьба сочинения, но и его оперная модель – здесь задействованы четырнадцать главных персонажей, состоящих в весьма запутанных взаимоотношениях, небольшие ариозо то и дело прерываются квартетами и секстетами. Тем не менее в одном композитор остается верным себе: требования к виртуозности крайне высоки, а музыка витальна, солнечна и прозрачна.

В России «Путешествие в Реймс» впервые прозвучало в 2001 году на фестивале «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, а первая постановка была осуществлена в 2005 году Мариинским театром совместно с парижским театром Шатле (музыкальный руководитель спектакля – Валерий Гергиев). В Большом опера сначала прозвучала в концертном исполнении – в 2017-м, но уже через год сочинение обрело сценическое воплощение. Режиссер-постановщик – Дамиано Микьелетто, сценограф – Паоло Фантин, художник по костюмам – Карла Тети. Дирижером-постановщиком выступил Туган Сохиев.

Спектакль, который и сегодня украшает афишу Большого театра, – совместная постановка с амстердамской Национальной оперой, копенгагенским Королевским театром и Оперой Австралии (Сидней). Премьера состоялась 20 января 2015 года в Амстердаме. С 2018-го спектакль входит в репертуар Большого и пользуется неизменным успехом у зрителей.

Удивительное сочинение с интересной судьбой требовало яркого решения от режиссера-постановщика и сценографа. Они вывели на сцену как персонажей эпохи Россини, так и наших современников, а действие перенесли в картинную галерею. Именно здесь прошлое встретится с настоящим, полотна оживут, а солисты окажутся по ту сторону рамы «Коронации Карла X в Реймсе 29 мая 1825 года» кисти Франсуа Жерара.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход