Симфония № 5" name="description" /> Симфония № 5" name="keywords" /> Симфония № 5" />
Санкт-Петербург, Концертный зал

Бетховен
Сцены из оперы "Фиделио"
Симфония № 5


Ответственный концертмейстер – Марина Мишук
Главный хормейстер – Андрей Петренко

Опера «Фиделио» (1804–1805) и Пятая симфония (1807–1808) принадлежат к вершинам героического классицизма Бетховена. Композитор работал над ними в годы наполеоновских войн, когда героика не была еще обесценена и отвергнута – циничный Венский конгресс, поставивший крест на героической эпохе в европейской истории, был еще впереди.
Единственная опера Бетховена «Фиделио» (первоначально – «Леонора, или супружеская любовь») написана в традициях французской «оперы ужасов и спасения». В ней использовано либретто Никола Буйи для одноименной оперы Пьера Гаво (1798). В основу положен подлинный эпизод спасения женой из тюрьмы мужа, произошедший в Туре в годы террора. Что характерно, Буйи и Гаво от греха подальше перенесли действие в Испанию. Актуальный сюжет стал популярен, одновременно с Бетховеном над ним работал Фердинанд Паэр, который в свою очередь перенес действие в Польшу, поэтому в его опере Леонору зовут Зелиска, а тирана Пизарро – Мороский.
Обычно в «опере спасения» благородного героя вызволяют из заточения не менее благородные друзья, либо герой спасает возлюбленную. Здесь же все наоборот: героиня больше не беспомощная жертва, она переодевается в мужское платье и спасает героя‑страдальца – вся система оперных амплуа приходит в движение! Бетховена также увлекла мрачная романтика тюрем и подземелий, столь популярная в революционную эпоху.
Премьера оперы состоялась 20 ноября 1805 года в Театре ан дер Вин. По иронии судьбы, она пришлась на оккупацию Вены французами, и офицеры революционной армии, ничего не поняв в спектакле, провалили его. Бетховен дважды перерабатывал партитуру, в частности, написав четыре (!) различные увертюры, но «Фиделио» так и суждено было остаться оперой с прекрасной музыкой и сложной сценической судьбой.
Первое исполнение Пятой симфонии состоялось 22 декабря 1808 года, партитура посвящена меценатам Бетховена князю Лобковицу и графу Разумовскому. В ее масштабах есть нечто от гигантомании революционных празднеств. Состав симфонического оркестра расширен по образцу театральных оркестров Парижа (несмотря на политические разногласия, современная французская музыка была в те годы очень популярна в Вене).
В Пятой симфонии Бетховен совершает собственную революцию: связывает различные ее части проведением одного мотива (известного как «мотив судьбы») и предписывает исполнять третью и четвертую части без перерыва. Сегодня все это кажется само собой разумеющимся, но в те времена симфонии в больших концертах служили чем‑то вроде корочки для пирога: сперва в качестве увертюры игрались первые три части симфонии, затем шли разнообразные номера солистов (всяческие арии и концертные пьесы – вкусная «начинка»), а завершался вечер финалом симфонии. Не говоря о том, что тогда было принято аплодировать после каждой части.
Бетховен, напротив, желал, чтобы его симфонии воспринимали как нечто единое, не разрывая ни ненужными аплодисментами, ни вставными концертными номерами, и в борьбе со старыми обычаями прибег к самым радикальным средствам. Через борьбу – к победе!

Анна Булычева

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход