Симфония до мажор – поэма юности, улыбающейся своим мечтам...
Но во вступлении, в тени некоторых сумрачных басов,
в фантастическом скерцо замечаешь...
в этом младенце взгляд будущего гения.
Ромен Роллан
Первая симфония, до мажор, соч. 21
26 марта 1800 года газета "Винер цайтунг" помещает объявление: "В среду 2 апреля 1800 года в Императорском придворном театре господин Людвиг ван Бетховен будет иметь честь дать большую музыкальную академию в свою пользу...".
Знаменательно, с каким уважением Бетховен в своем первом, как теперь сказали бы, авторском концерте почтил великих учителей: в программу входили, помимо бетховенских сочинений, симфония Моцарта и фрагменты из оратории Гайдна "Сотворение мира". В те времена публичные музыкальные академии (концерты) могли включать наряду с симфоническими и камерные произведения. Афиша извещала, что прозвучит "большой концерт для фортепиано, сочиненный господином Людвигом ван Бетховеном в его исполнении; Септет, верноподданнейше посвященный Ее величеству императрице... новая большая симфония для полного оркестра, сочиненная господином Людвигом ван Бетховеном". Обещано было также "фантазирование Бетховена на фортепиано". Последнее не удивительно: для венской публики Бетховен пока еще прежде всего виртуоз, известный своими блистательными импровизациями в музыкальных салонах. Уступая моде, Бетховен пишет один за другим циклы вариаций на темы Генделя, Моцарта, Гретри, Сальери, на народные песни...
Исполнение Первой симфонии стало для Бетховена дебютом в его любимейшем жанре. Историки сегодня замечают, что в Первой симфонии Бетховен окончательно формирует и закрепляет так называемый парный состав оркестра (его иногда называют также "бетховенской капеллой") – две флейты, два гобоя, два кларнета, два фагота, две валторны, две трубы; духовым инструментам ярко и контрастно сопоставлены струнные. Заметили это и современники композитора; некоторым показалось, что симфония Бетховена похожа на "духовую музыку", что в ней... чрезмерно употреблены литавры! И лишь наиболее проницательные из критиков, "по когтям узнали льва" – почувствовали, как в недрах стиля, иногда обобщенно именуемого гайдновско-моцартовским, зреет музыка нового века. Как пробует композитор свои могучие "мускулы" в первом Allegro, как возникает жанр симфонического скерцо в ритмах галантного менуэта, как в коде финального рондо звонкие фанфары предвещают героическую эпоху... – словом, как рождается симфония Бетховена!
Приступая к наброскам "Героической", Бетховен признавался:"Я не вполне доволен своими прежними работами, отныне хочу избрать новый путь". "Начиная с Б е т х о в е н а нет такой новой музыки, которая не имела бы внутренней программы" - так Густав Малер спустя столетие очертил вклад композитора, впервые пронизавшего симфонию дыханием общечеловеческих, философских идей.
Начиная с Бетховена... Начиная с его Третьей "Героической" симфонии стало возможным говорить о с и м ф о н и з м е: это понятие сегодня прилагается не только к оркестровым пьесам и даже выходит подчас далеко за пределы собственно музыки. Симфонизм подразумевает диалектику развития художественных образов, их противоборство в процессе роста и утверждения центральной идеи произведения. Конечно Бетховен, по его словам, "стоял на плечах гигантов", а симфонизм как художественный метод вызревал на протяжении веков в европейской культуре. И все же... Начиная с Бетховена...
Убежденный республиканец, композитор намеревался посвятить свою симфонию Наполеону. Один из любимых учеников Бетховена, пианист и композитор Фердинанд Рис вспоминал: "Эта симфония была задумана в связи с Бонапартом, когда он был еще первым консулом. Бетховен ценил его исключительно высоко и сравнивал с величайшими римскими консулами. Как я, так и другие его ближайшие друзья часто видели эту симфонию переписанной в партитуре у него на столе; наверху на заглавном листе стояло слово "Буонапарте", а внизу: "Луиджи ван Бетховен", и ни слова больше... Я был первым, принесшим ему известие, что Бонапарт объявил себя императором. Бетховен пришел в ярость и воскликнул: "Этот - тоже обыкновенный человек! Теперь он будет топтать ногами все человеческие права, следовать только своему честолюбию, он будет ставить себя выше всех других и сделается тираном!". Бетховен подошел к столу, схватил заглавный лист, разорвал его сверху донизу и швырнул на пол". Новый титул симфонии гласил: "Eroica" ("Героическая").
Описываемые события происходили в мае 1804 года. А вскоре летом и в декабре того же года Бетховен дважды исполнил "Героическую" в имении своего сиятельного покровителя князя Франца Лобковица. Первое открытое исполнение "Героической" под управлением автора состоялось 7 апреля 1805 года в театре "Ан дер Вин". Одна из газет писала: "Публика и г-н Бетховен, который сам дирижировал в этот вечер, остались недовольны друг другом. Для публики симфония слишком трудна и длинна, а Бетховен слишком невежлив, потому что не удостоил аплодирующую часть публики даже кивком головы, - напротив, счел успех недостаточным".
Все было ново в новой симфонии Бетховена. "По самому сюжету, - писал А. Серов, - по грандиознейшему размаху этой симфонии целая бездна отделяет ее от предшественниц (1-й и 2-й). Тут уж не просто игра звуками и музыкальными формами... Тут определенная задача для каждого отдела, постепенное воплощение одной и той же идеи". Ново было "орлиное allegro" (А. Серов) с его исполинскими масштабами, многообразием музыкальных тем, громадными размерами разработки, величием основной идеи... Новым был траурный марш - скорбное шествие - развернутая программная симфоническая картина, занявшая место традиционного Adagio. По-новому захватывал вихрь стремительного героического скерцо, окончательно отбросившего путы менуэтного этикета. Наконец, совершенно новыми предстали финальные вариации на тему "Eroica": здесь Бетховен преподает урок грядущим поколениям, показывая "из какого сора растут" гениальные музыкальные идеи. Бесхитростный танцевальный мотив контрданса, сочиненного десятью годами ранее (1795) для ежегодного бала художников, был уже положен композитором в основу заключительного номера балета "Творения Прометея" (1801). Спустя год (1802) контрданс стал темой фортепианных вариаций соч. 35.
В финале симфонии Бетховен подвергает тему ряду мастерских преобразований, "выращивая" из бытового танца величественный героический апофеоз.
Иосиф Райскин