Как почти все музыканты на Бродвее, Джордж Гершвин (1898–1937) был сыном эмигрировавших из России евреев. Придя в музыку в качестве пианиста-аккомпаниатора и автора песен для шоу-однодневок, он с невероятной быстротой достиг высот профессии. Композиторский успех впервые принесли песни – «Свани» (1919) за один только год обогатила его на 10000 долларов (в общей сложности Гершвин создал около 700 песен для многочисленных мюзиклов и фильмов). Однако ни слава, ни деньги не вскружили Гершвину голову. В отличие от своих многочисленных коллег по шоу-бизнесу, он уже состоявшимся музыкантом занялся тем, что в юности было недоступно – стал серьезно изучать композицию. Гершвину повезло первым в США открыть магическую формулу: на стыке джаза и академической традиции он создал серьезные сочинения в неповторимо американском стиле. Среди шедевров Гершвина – опера «Порги и Бесс», а в инструментальной музыке – «Рапсодия в блюзовых тонах» (1924), Концерт для фортепиано с оркестром фа мажор (1925) и симфоническая поэма «Американец в Париже» (1928). Они появились в пору наивысшего успеха автора и расцвета его мелодического дара. Правда, один из секретов быстроты – в том, что Гершвин сам не оркестровал, предоставляя это другим… «Американец в Париже» возник во время почти четырехмесячной поездки композитора по Европе. Поэма была заказана Гершвину Уолтером Дамрошем и Нью-Йоркским симфоническим оркестром. По словам Гершвина, в этой поэме он хотел «показать впечатления американского путешественника от Парижа, в то время, как он прогуливается по городу, слушает шум улиц и впитывает атмосферу Франции». Анна Булычева |