Фредерик Шопен – автор около двух десятков ноктюрнов, сочинявшихся им с юности – с 1829 года – и вплоть до самой смерти. К тому времени жанр уже имел долгую историю. Первоначально ноктюрнами назывались ночные службы в католической церкви, а в XVIII веке так стали именовать оркестровые сюиты, исполнявшиеся ночью – нечто в характере серенад. Именно таковы оркестровые ноктюрны Моцарта.
Заново открыл этот жанр в 1812 году ирландский музыкант Джон Фильд. У него ноктюрн превратился в салонную пьесу для фортепиано – и как раз тогда в театрах приобрели популярность ночные сцены при лунном освещении, то идиллические, то мрачные, «готические». Шопен, в свою очередь, превратил ноктюрн в нечто вроде «песни без слов». В его ноктюрнах, начиная с самых первых опусов, имитируются различные вокальные жанры – ария, романс, даже хорал. От исполнителя требуется пение на рояле. А поскольку тогда достиг расцвета стиль bel canto, а Шопен был фанатичным поклонником оперы, мелодии ноктюрнов обычно расцвечены виртуознейшими орнаментальными пассажами.
Полонезы cоч. 26 были созданы Шопеном в 1835 году. Когда Шопен неторопливо работал над своими полонезами, Верди и его соотечественники вкладывали в уста своих героев без страха и упрека виртуозные кабалетты именно в ритме полонеза. Увы, Шопен так и не создал польской национальной оперы, чего от него ждали на родине... Если бы он это сделал, у главного героя непременно была бы ария-полонез. Однако фортепианные полонезы композитора не менее виртуозны, масштабны по форме и требуют от исполнителя не меньшей доблести, а от рояля – поистине оркестрового звучания.
Если потребуется выбрать среди всех фортепианных произведений Фредерика Шопена – полонезов, мазурок, этюдов, баллад, скерцо, вальсов – наиболее значительное, скорее всего, выбор падет на Вторую сонату си-бемоль минор. Все стили, которыми владел композитор – салонный, концертный, танцевальный – отразились в этом монументальном сонатном цикле, где бурная романтическая фантазия обуздана строгой классической формой.
Соната появилась летом трудного для Шопена 1837 года (трудного по личным причинам). Все три фортепианные сонаты композитора минорные, однако тональность Второй – си-бемоль минор – из всех трех наиболее мрачная. Самая знаменитая часть сонаты – траурный марш. Он был сочинен Шопеном несколько раньше и затем вошел в состав сонаты. Его происхождение оперное, по всей вероятности, источником вдохновения послужил марш из «Сороки-воровки» Россини. Финал в уникальной для романтической музыки, аскетичной фактуре (без всякого разделения на мелодию и аккомпанемент), скорее всего, навеян музыкой Баха.
Молодой Шуман некоторое время колебался, какую профессию избрать, и охотно склонялся к литературе. Среди его замыслов был цикл стихотворений «Бабочки». Замысел так и не был воплощен. Зато летом 1831 года Шуман завершил, а в ноябре того же года издал как соч. 2 одноименный цикл из двенадцати фортепианных пьес.
«Бабочки» довольно неожиданно сложились из трех вальсов, сочиненных в 1829 году в Гейдельберге (где Шуман тщетно пытался сделаться юристом), двух полонезов, появившихся еще раньше, в 1828 году, и еще нескольких пьес, объединенных программной идеей.
В письмах Шуман упоминал, что «Бабочки» связаны со сценой бала-маскарада из «Озорных лет» писателя-романтика Иоганна Пауля Фридриха Рихтера, предпочитавшего тяжеловесному немецкому имени легкий французский псевдоним Жан-Поль. Жан-Поль писал фрагментарную, разорванную прозу, в которой грезы поэта обретали статус единственной реальности, достойной изображения. Шуман создал нечто подобное в музыке. «Бабочки» открываются небольшой интродукцией и полетным вальсом. За ней современники ожидали услышать еще цепочку подобных вальсов... Ан нет, третьим номером следует кадриль и за ней, как в калейдоскопе, самые разные танцы – пестрая, озорная фантастическая смесь.
Крошечные «Бабочки» представляют в миниатюре прообраз многих будущих сочинений Шумана: легкий набросок впоследствии оброс плотью. Они часто ему вспоминались. Девятая пьеса «Карнавала» называется «Бабочки», а звучащий в финале цикла немецкий танец гроссфатер возвращается в «Венском карнавале».
«Симфонические этюды» были написаны Шуманом в 1835 году, а в 1837 изданы в Вене. Позднее они вышли в Лейпциге под названием «Этюды в форме вариаций». Тема вариаций принадлежит некоему дилетанту: вероятно, ее автором был флейтист-любитель, отец Эрнестины фон Фриккен, вдохновительницы «Карнавала». А «Этюды» вскоре уже играла Клара Вик – будущая Клара Шуман…
Тема исключительно хороша, открывающий ее нисходящий ход легко узнается в любой из вариаций. Согласно «интонационному словарю» того времени, это типичная тема Рока, однако ее фатальный характер в процессе развития преодолевается – «Симфонические этюды» отнюдь не пессимистичны!
В 1830-е годы вариации обычно были либо салонными, либо блестящими концертными сочинениями, в которых странствующие виртуозы демонстрировали феерическую технику. Шуман в то время был буквально одержим фортепианной техникой, написал еще целый ряд этюдов и «Токкату», однако с «блестящим стилем» своего времени он порвал навсегда. Как и с салонной музыкой. Его «Симфонические этюды» демонстративно серьезны и апеллируют к Бетховену и Баху: масштаб целого и оригинальность каждой из пьес напоминают бетховенские «Диабелли-вариации», а полифоническая техника восходит ко временам барокко.
Анна Булычева |