Фортепианные транскрипции – излюбленные «хиты» в репертуаре пианистов: Бетховен-Лист, Шуберт-Лист, Бах-Бузони, Шопен-Годовский, Вагнер-Гульд – есть и многие другие. По идее продюсера Brilliant Classics Питера ван Винкеля в фортепианный концерт была превращена Вторая симфония Рахманинова.
Ко времени написания Второй симфонии Рахманинов уже был широко известен как пианист и композитор. После неудачного исполнения Первой симфонии он двенадцать лет не обращался к жанру симфонии, и только в 1906-07 гг. написал Вторую симфонию ми минор. Произведение посвящено С.И. Танееву, учителю Рахманинова. Один из анонимных рецензентов «Русской музыкальной газеты» в 1908 году писал о премьере произведения: «С. Рахманинов с мастерством и самообладанием настоящего капельмейстера-художника продирижировал свою новую симфонию. И это было праздником для всех любящих русскую музыку. Симфония сильна и как цельное произведение, и роскошна богатством деталей. Чувству и вдохновению отвечает зрелая художественная законченность выражения. Первое и общее впечатление: своей поэтической настроенностью и художественным блеском она захватывает внимание от начала и до конца…»
Симфонию в концерт, с позволения внука композитора Александра Рахманинова, преобразовал пианист Александр Варенберг. Он заново оркестровал сочинение и скомпоновал четыре части симфонии в три, традиционные для концертного жанра. По мнению Варенберга «все нововведения заметны лишь музыкантам-профессионалам. Я приложил немало усилий, чтобы стиль Рахманинова не пострадал. Каждая моя нота могла быть его нотой!» Фортепианный концерт Рахманинова «№5» был впервые исполнен Денисом Мацуевым 21 ноября 2008 года в парижском зале Плейель. 2 февраля 2009 года с его же участием состоялась российская премьера сочинения в Большом зале Московской консерватории.
Екатерина Юсупова
|
|
Работа над партиями рояля в Фортепианном концерте и «Свадебке» вызвала у композитора огромный интерес к этому инструменту. А весьма успешные выступления в качестве солиста в собственном концерте, представленном свыше 40 раз в Европе и Америке, пробудили у Стравинского и вкус к фортепианному исполнительству. Проводя немало часов за роялем, он с большим удовольствием разыгрывал упражнения Черни, совершенствуя свой пианизм. Тем временем приглашения продолжали поступать, и композитор решил написать новое концертное сочинение – снова в расчете на свои исполнительские силы.
Название Каприччио было дано Стравинским как наиболее соответствующее капризному, непредсказуемому характеру музыки пьесы с чередованием различных по настроению эпизодов. Как и в других своих неоклассических произведениях, композитор ссылается на творчество дорогих ему предшественников. Мелодическая утонченность и ритмическая изысканность Каприччио роднят его с недавно законченным балетом «Поцелуй феи», созданным на основе сочинений Чайковского. А главными источниками своего вдохновения Стравинский называет Вебера и Мендельсона – «королей музыки», интонации и приемы которых неожиданно сочетаются с джазовыми оборотами.
Надежда Кулыгина
|