Санкт-Петербург, Концертный зал

«Артист месяца» Марио Брунелло (виолончель)
Сольный концерт


Иоганн Себастьян Бах. Сюита для виолончели соло № 3 до мажор
Макс Регер. Сюита для виолончели соло № 2 ре минор, соч. 131c
Джудит Уир. Unlocked
Иоганн Себастьян Бах. Сюита для виолончели соло № 6 ре мажор
Джованни Соллима. Alone

Одна из крупных форм музыкального искусства – сюита, обязана своим происхождением танцевальной музыке. Самое слово «сюита» и означает «ряд», последовательность. Первоначально этим словом назывались произведения, состоящие из двух контрастных по характеру танцев: медленной паваны и быстрой, живой гальярды. Это одна из самых старинных форм инструментальной музыки, сюиты создавались еще в XVI – XVII веках для лютни, клавесина, различных ансамблей.
Постепенно, к середине XVII века, жанр утрачивает все прикладное значение и начинает восприниматься современниками как «концертная» пьеса. В творчестве австрийского композитора И.Я. Фробергера (1616-1667), объединившего различные контрастные танцы в единое произведение сложился устойчивый тип танцевальной сюиты, включавшей в себя четыре традиционных танца. Начиналась сюита с умеренно-медленного танца – Алеманды (4/4), затем шел быстрый или умеренно-быстрый танец – Куранта (3/4), ему на смену приходил очень медленный танец-шествие – Сарабанда (3/4). Позднее И.Я. Фробергер ввел четвертый стремительный танец – Жигу. Разные по характеру и темпу танцы были объединены общей тональностью. Многочисленные сюиты конца XVII – начала XVIII веков помимо четырех основных танцев включают широко популярный в то время менуэт, гавот, паспье, которые чаще всего располагались между сарабандой и жигой.
В творчестве И.С. Баха (1685-1750) сюита занимает особое место. Композитору принадлежит шесть английских и шесть французских сюит, шесть партит для клавира; четыре оркестровые сюиты, названные увертюрами; партиты для скрипки соло. Особое место принадлежит сюитам для виолончели соло BWV 1007-1012, созданным в 1720-е годы. Именно в этих композициях завершился процесс освобождения жанра от связи с бытовыми первоисточниками. В танцевальных частях сюит (не только виолончельных) И.С. Бах сохраняет характерные для определенного танца формы движения и особенности ритмического рисунка.
Каждый виолончельный цикл предваряется прелюдией и содержит шесть танцев: четыре традиционных и два новых. При этом, согласно композиторскому замыслу, необходимо повторять первую пьесу после исполнения второй, написанной в той же тональности, но в ином ладовом наклонении: таковы менуэт в сюитах 1-2, буре – в сюитах 3-4 и гавот в двух последних. Из сочетания различных стилевых традиций родились удивительно стройные циклические сочинения. Каждая последующая часть сюиты органично продолжает предыдущую. Именно в начальном номере (Прелюдии) содержится яркий тематический импульс, получающий развитие в остальных частях цикла. Интересен тот факт, что последнюю шестую сюиту И.С. Бах рекомендовал играть на изобретенном им пятиструнном инструменте viola pomposa (своего рода «теноровый альт»). Каждый танцевальный номер сюиты подобен невероятно контрастным характерным миниатюрам.

 

В XIX веке в связи с развитием более сложной формы инструментальной музыки, а именно симфонии, сюита перестала быть столь популярным жанром, но ее развитие не прекратилось. Сюита в XIX веке уже не связана так непосредственно с танцевальной музыкой, она часто включает отдельные музыкальные картинки, в ней могут чередоваться танцевальные и нетанцевальные части. Но основной принцип – контраст между соседними частями – сохраняется.
Обращение к жанрам и формам старинной музыки в конце XIX–начале XX вв. было связано с новым направлением в искусстве, получившим определение – «неоклассицизм»  (греч. Neo – новый). Композиторы стремились вернуться к ясности гармоний, простоте мелодий и форм, красоте и доступности музыкального языка.
Черты позднего романтизма и неоклассицизма соединились в творчестве немецкого композитора и дирижера Макса Регера (1873–1916). Композитор стремился осмыслить наследие XVIII века, особенно опыт И.С. Баха, и в своих произведениях обращался к музыкальным образам ушедшей эпохи. В его творчестве возник интерес к жанру старинной танцевальной сюиты. Его перу принадлежит ряд сюит для сольных инструментов, таких как альт и виолончель.
Однако, будучи человеком рубежа XIX–XX столетий, Макс Регер продолжал традицию эпохи И.С. Баха на основе современного красочного музыкального языка. Энергичная, насыщенная тематическими преобразованиями, полифонией и свободными модуляциями музыка композитора оказала большое влияние на немецкое искусство.

Джудит Уир (1954) – британский композитор, добившаяся широкой популярности у публики и музыкальной критики во всем мире. В своём творчестве она обращается к истории средневековья и к традиционным образцам родной шотландской музыки и наиболее известна неповторимыми произведениями для оперного театра. Джудит Уир – автор и либреттист ряда театральных работ исполняемых за рубежом на протяжении последних тридцати лет; оркестровых и камерных произведений.
Особое место в творчестве композитора принадлежит сочинениям для виолончели-соло, среди которых UNLOCKED. Сочинение было написано для виолончелиста Ульриха Хайнена, и впервые исполнено им же в мае 1999 года в Бирмингеме (Англия). Яркие и необычные по музыкальному языку пьесы раскрывают тембровые красоты и технические возможности «поющего» инструмента. Использование некоторых тембральных характеристик инструмента на первый взгляд может шокировать. Но это происходит от того, что слушатель может не до конца осознавать их происхождение.
Цикл UNLOCKED появился во время увлечения композитором американскими народными песнями из великолепной коллекцией Библиотеки Конгресса США в Вашингтоне, собранных Джоном и Алан Ломакс в 1930 году. Часть песен была записана от заключенных, главным образом, чернокожих в Южных тюрьмах.

 

Джованни Соллима (1962) – итальянский композитор и виолончелист. Родился в семье музыкантов, обучался игре на виолончели у Джованни Перьера, композиции – у своего отца. Музыка Джованни Соллима относится к направлению музыкального минимализма. Тем не менее композитор активно экспериментирует с самыми разными направлениями: джазом, роком, электронной музыкой, фольклором Сицилии и стран Средиземноморского бассейна. Он увлекается игрой на музыкальных инструментах Запада и Востока, электрических и электронных инструментах, а также инструментах собственного изобретения. Джованни Соллима – один из видных итальянских виолончелистов и, не смотря на свое классическое образование, он по-новому трактует этот инструмент, предлагая слушателям всевозможные эксперименты со звуком. Его виолончельные пьесы нередко имеют программные подзаголовки, такова и пьеса «Alone» («Один»).

Анна Коленькова

 
Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход