Санкт-Петербург, Концертный зал

Шостакович. Лютославский. Дворжак. Равель


В рамках Московского Пасхального фестиваля

Дмитрий Шостакович. Симфония № 3 ми-бемоль мажор («Первомайская»)
Витольд Лютославский. Концерт для фортепиано с оркестром
Антонин Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром № 2 си минор
Морис Равель. Вальс

 

Хор и симфонический оркестр Мариинского театра

 

Виолончельный концерт Антонина Дворжака си минор принадлежит к числу шедевров романтического репертуара. Концерт был написан в течение третьего и последнего года работы композитора в Нью-Йорке, в Национальной консерватории, и завершен 9 февраля 1895 года. Он впервые прозвучал 19 марта 1896 года в Лондоне в исполнении Лео Стерна, хотя изначально предназначался для чешского виолончелиста Гануша Вигана.
Дворжак принялся за это сочинение после огромного успеха ультраромантического Второго виолончельного концерта ми минор его коллеги по консерватории – ирландского виолончелиста, композитора и дирижера Виктора Херберта. Тот недавно перебрался в США, где стал концертмейстером группы виолончелей оркестра Метрополитен-опера, участником Нью-Йоркского струнного квартета, создателем собственного оркестра легкой музыки и автором популярных оперетт. Но серьезная музыка ему тоже удавалась.
У Дворжака работа над концертом протекала нелегко. Он впервые отправился в Америку один, без семьи, и это только усиливало его ностальгию. В отличие от более ранних американских сочинений (симфонии «Из Нового света», Четырнадцатого квартета), концерт для виолончели свободен от американизмов. В середине второй части звучит тема песни Дворжака «Оставь меня одну» (соч. 82 № 1). Ее появление связано с полученной композитором вестью о болезни и смерти сестры его жены, в которую он когда-то в юности был влюблен. В финале тема возвращается – в прощальном дуэте виолончели с солирующей скрипкой.
Анна Булычева

 

Знаменитая хореографическая поэма Равеля «Вальс» была завершена в 1920 году, но в письмах Равеля первое упоминание о «Вальсе» встречается в 1906 году. Тогда он рассматривал «Вальс» следующим образом: «Работа, к которой я сейчас приступаю, это не миниатюра, а большой вальс, как бы дань памяти великого Штрауса, только не Рихарда, а другого – Иоганна». В краткой автобиографии, относящейся к 1928 году, композитор писал: «Я задумал это произведение как своего рода апофеоз венского вальса, впечатление от кружения которого фантастично и фатально. Я поместил этот вальс в обстановку императорского дворца, приблизительно около 1855 года».
Форма «Вальса» динамична вполне в духе XX века. Не плавное кружение, не наслаждение вальсированием привлекает Равеля; его конечная цель – представить вальсовые обороты деформированными, усеченными, надломленными, вздыбленными в общей атмосфере фатального кружения. На всем лежит зловещий отпечаток призрачности. Музыка «Вальса» стала одним из наиболее популярных произведений Равеля и не только в оркестровой версии, но и в переложении для фортепиано.

 

Через два года после Второй симфонии («Октябрю») Шостакович воздал должное другому главному советскому празднику – Первому мая. Летом 1929 года из-под его пера вышла Третья симфония, получившая название «Первомайской». Подобно симфонии «Октябрю», она одночастна и завершается хоровым апофеозом на специально сочиненные стихи молодого советского поэта Семена Кирсанова (1906–1972).
Если симфония «Октябрю» представляет историю борьбы, увенчавшейся победой революции, то в «Первомайской» господствует настроение веселого общенародного торжества. Поэтому «Первомайская» почти всецело мажорна и, по сравнению со Второй симфонией, не столь богата контрастами. Ее форма, можно сказать, уникальна не только для Шостаковича, но и для всей симфонической музыки того времени. По воспоминаниям дружившего с Шостаковичем композитора Виссариона Шебалина, молодого Шостаковича увлекала задача «написать симфонию, где бы ни одна тема не повторялась». Очевидно, принцип постоянного обновления тематического материала как нельзя лучше подходил для того, чтобы передать радостный дионисийский дух, с которым идея первомайского праздника связана в своем самом отдаленном генезисе.
Левон Акопян

 

Витольд Лютославский – прославленный польский композитор и дирижер. В отличие от многих современных композиторов, Лютославский всегда старался, чтобы слушатель в обществе его музыки не чувствовал себя чужим. «Горячее желание близости с другими людьми через искусство присутствует во мне постоянно. Но я не ставлю перед собой цели завоевать как можно большее число слушателей и сторонников. Я не хочу покорять, но хочу находить своих слушателей, находить тех, кто чувствует так же, как я. Как можно достичь этой цели? Думаю, только через максимальную художническую честность, искренность выражения на всех уровнях – от технической детали до самой потаенной, интимной глубины...», – говорил композитор. Музыка Витольда Лютославского отличается концертным блеском, в ней ярко выражен элемент виртуозности. Неудивительно, что с композитором охотно сотрудничали выдающиеся артисты. Среди первых интерпретаторов его произведений – Мстислав Ростропович (Концерт для виолончели с оркестром), Дитрих Фишер-Дискау («Пространства сна»), Георг Шолти (Третья симфония), Кристиан Цимерман (Концерт для фортепиано с оркестром). Фортепианный концерт – одно из лучших сочинений композитора. Жанровое наименование «концерт» Лютославский трактовал в соответствии с его исконным значением, то есть как род состязания между солистом и оркестром, предполагающий наличие у солиста «спортивной» (в самом благородном смысле этого слова) доблести.

Московский пасхальный фестиваль
Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход