Санкт-Петербург, Концертный зал

Брамс


В преддверии Московского Пасхального фестиваля

Немецкий Реквием
Солисты: Анастасия Калагина (сопрано), Владислав Сулимский (баритон)
Хор Шведского радио
Камерный хор Эрика Эриксона
Главный хормейстер – Фредрик Малмберг

Концерт для фортепиано с оркестром № 2
Симфонический оркестр Мариинского театра
Нельсон Фрейре (фортепиано)

Дирижер – Валерий Гергиев

С премьеры «Немецкого реквиема», состоявшейся 10 апреля 1868 года в Бремене, началось мировое признание молодого Иоганнеса Брамса как одного из крупнейших композиторов своего времени. За короткое время это вдохновенное произведение услышали в Швейцарии, Англии, России, оно вошло в репертуар едва ли не всех любительских хоровых обществ Германии.

Брамс начал работу над «Немецким реквиемом» в 1865 году, вскоре после смерти матери. В отличие от Шуберта, написавшего свой «Немецкий реквием» гораздо раньше, Брамс не стал обращался к переводу на немецкий язык канонического латинского текста, а подобрал фрагменты из различных книг Библии в переводе Лютера. В этих фрагментах не содержится церковных догматов, а речь идет о том, что близко каждому человеку вне зависимости от конфессиональной принадлежности – об утешении. В 1868 году, уже после бременской премьеры, композитор ввел в Реквием проникновенную 5-ю часть с участием солирующего сопрано, тема которой – материнское утешение.

Сочинению «Немецкого реквиема» в жизни Брамса предшествовали годы работы в качестве хормейстера, поэтому мастерство, с которым он пишет для хора, не вызывает удивления. В оркестровке также немало находок, в частности, сумрачная первая часть исполняется без участия скрипок. Некоторые эпизоды написаны в старинном стиле, напоминающем об ораториях Генделя, но большая часть музыки свободна от стилизаций и идет путем духовной музыки Бетховена – «от сердца к сердцу».

 

Второй концерт Брамса для фортепиано с оркестром принадлежит к числу наиболее значительных произведений композитора. Уникальность его в том, что к трем частям, из которых обычно состоят концерты, добавлено скерцо. Таким образом, концерт приобрел форму и масштаб грандиозной романтической симфонии. Тем самым он поднялся на более высокую ступень в иерархии жанров, служа не демонстрации виртуозности и развлечению публики, а выражению всеобщих идей.

1-ю симфонию Брамса называли «10-й симфонией Бетховена». Фортепианные концерты также продолжают бетховенские традиции. Написанный в «золотом» си-бемоль мажоре Второй концерт – сочинение классическое во всех смыслах этого слова.

Композитор посвятил его своему педагогу Эдуарду Марксену. Официальная премьера Второго концерта состоялась 9 ноября 1881 в Будапеште, неофициальная – чуть раньше в Мейнингене, где друг Брамса выдающийся дирижер Ганс фон Бюлов предоставлял ему возможность «проверять» новые сочинения в оркестровом звучании.

Второй концерт мгновенно обрел популярность, сам композитор только за первые три месяца исполнил его в разных странах 22 раза.

Анна Булычева

Московский пасхальный фестиваль
Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход