Гектор Берлиоз. «Летние ночи»
вокально-симфонический цикл для меццо-сопрано с оркестром
Исполняет Елена Жидкова (меццо-сопрано)
Игорь Стравинский. «Царь Эдип»
oпера-оратория в 2-х действиях
(концертное исполнение)
Рассказчик – Жерар Депардье
Хор и симфонический оркестр Мариинского театра
Главный хормейстер – Андрей Петренко
К работе над вокальным циклом «Летние ночи» Гектор Берлиоз (1803–1868) возвращался на протяжении более двух десятков лет. Первая неопубликованная редакция цикла относится к 1834 году и имеет посвящение знакомой композитора Луизе Бертен (о том, какие отношения связывали с ней Берлиоза, не упомянуто даже в его автобиографии «Мемуары»), однако, во второй редакции 1841 года композитор посвящает «Летние ночи» другим лицам. Наконец, в 1856 году Берлиоз вновь возвращается к циклу романсов, для того чтобы сделать оркестровое переложение партии фортепиано; тем самым великий французский ниспровергатель музыкальных устоев своего времени вновь открывает доселе неизведанную область творчества: до Берлиоза вокальные циклы с оркестровым аккомпанементом никто не писал. Истории было угодно, чтобы именно в варианте с оркестровым сопровождением цикл завоевал широкую известность и стал одним из любимых и часто исполняемых произведений западноевропейской камерно-вокальной лирики. Для создания «Летних ночей» Берлиоз обратился за стихотворным источником к поэтическому сборнику «Комедия смерти», принадлежащего перу друга композитора, французского поэта-романтика Теофиля Готье, и переложил шесть из этих стихов на музыку: «Вилланелла» («Пастушеская песня»), «Призрак розы», «На лагунах», «Разлука», «На кладбище, лунный свет», «Неведомый остров». Общее заглавие цикла – «Летние ночи» – не фигурирует у Готье, его придумывает сам Берлиоз, частично, чтобы отдать дань уважения одному из главных кумиров всей своей жизни, обожаемому Шекспиру (отсылая слушателя к названию комедии «Сон в летнюю ночь»). Как и большинству художников романтического направления, Берлиозу не было свойственно отделять содержание своих произведений от личного человеческого переживания; поэтому полный эмоциональных крайностей внутренний мир композитора, его неудержимый горячечный темперамент с поистине исповедальной полнотой и искренностью запечатлелись во многих его сочинениях (самое знаменитое из них – «Фантастическая симфония»). Момент наиболее интенсивной работы над циклом «Летние ночи» приходится на рубеж 1830–40 годов – время разочарования Берлиоза в главной страсти его жизни, английской актрисе Гарриет Смитсон. Настроения отчаяния и безысходности, связанные также с профессиональными неудачами Берлиоза в этот непростой период его бурной жизни, не могли не отразиться на романсах цикла. Так, последовательность светлых пейзажных зарисовок, преисполненных истинно французского наслаждения красотой природы (а именно такую последовательность мы могли бы ожидать от цикла после первого романса «Вилланелла» – итал. «деревенская»), перерастает в драматургически целостное психологическое излияние, в котором за трагическим монологом «На лагунах» (подзаголовок Lamento – жалоба) следует пафосный декламационный «прорыв» – романс «Разлука». Пятая часть цикла – «На кладбище» – поражает тем, что повествование об одиночестве на могиле возлюбленного ведется в светлом ре мажоре (впрочем, насыщенном выразительными минорными гармоническими красками). Наконец, последний романс «Неведомый остров» знаменует типично романтический переход от мрачной и жестокой действительности к желанному идеалу, переход, который возможно осуществить уже только в воображении героя. | «Царь Эдип» В главных партиях Kраткое содержание оперы Пролог Действие первое Действие второе |
В рамках Года России – Франции 2010 |