Людвиг ван Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано соч. 12 № 1 ре мажор
Приехав на двадцать третьем году жизни в одну из столиц европейской музыкальной культуры – Вену, амбициозный провинциал Людвиг ван Бетховен начинает стремительно реализовывать свою идею покорения музыкальной и аристократической общественности. Довольно скоро ему удается завоевать славу блестящего пианиста-импровизатора, в обучение к которому мечтают попасть все венские придворные. Однако с признанием композиторского таланта дело обстоит куда сложнее – даже учитель Бетховена прославленный Йозеф Гайдн не всегда понимает «странных» музыкальных идей своего подопечного. Осознавая свою творческую непохожесть на всех окружающих его музыкантов, Бетховен придерживает многие свои только что написанные произведения от издателей: его первый официальный опус – 3 трио – относится лишь к 1795 году (к этому моменту молодой композитор уже не менее тринадцати лет целенаправленно занимается сочинением музыки). Собственный взгляд на традицию камерного музицирования ощущается и в его первых произведениях для скрипки с фортепиано – трех сонатах соч. 12, которые Бетховен посвящает другому своему учителю, Антонио Сальери. Недоумевающие меломаны не обнаружили в этих сонатах никаких признаков камерной музыки XVIII века: милой сердцу кантилены, напоминающей об исполнительских традициях оперных примадонн и кастратов, изящных менуэтов и гавотов, наконец, самой атмосферы галантного светского общения, перенесенной на диалог фортепиано и солирующего инструмента. Вместо этого с первых же тактов первой сонаты дает о себе знать смелый бетховенский нрав и бескомпромиссность в трактовке технических и выразительных возможностей инструментов.
Сергей Прокофьев, Соната для скрипки и фортепиано № 1 фа минор
Фа-минорная соната Прокофьева для скрипки и фортепиано соч. 80 лишь формально считается первым его произведением в этом жанре. В действительности, за время, прошедшее с 1938 года, когда Прокофьев начал работу над сонатой, он создал еще одну сонату для такого же состава, и с ней публика познакомилась прежде, чем композитор в 1946 году завершил замысел первой сонаты. О причинах столь долгой работы над этим произведением сам Прокофьев упоминает в письме к своему другу Николаю Мясковскому крайне скупо: «Я начал сонату уже давно, но никак не соберусь продолжить: трудно». Как и многие прокофьевские сочинения того периода, Первая скрипичная соната посвящена осмыслению событий Великой отечественной войны, потрясшей всю страну до основания. Нужно было создать кантату «Александр Невский» (1939), оперу «Война и мир» (1943), «Оду на окончание войны» (1945), чтобы соната получилась такой, какой она получилась: глубоко сосредоточенной, даже мрачной, в характере «эпитафии или прощания» (И. Мартынов), хотя и не лишенной светлых моментов (красивейший из них – третья часть произведения). Эпический размах повествования в сонате превосходит рамки камерного жанра и приближает это зрелое обобщающее произведение к симфоническим полотнам Прокофьева в военный и послевоенный период: Пятой и Шестой симфониям. Марина Иовлева
| | Единственный скрипичный концерт Брамса был сочинен летом 1878 года в Пертшахе – небольшом городе на юге Австрии. Его атмосфера благоприятно действовала на Брамса, который предыдущим летом работал в Пертшахе над своей Второй симфонией, а теперь – возвратился к ее образам и тональности в связи со скрипичным концертом.
Концерт посвящен известному скрипачу венгерского происхождения Йозефу Иоахиму. Именно Иоахим познакомил Брамса с четой Шуманов, которая сыграла большую роль в жизни композитора, и сам на протяжении многих лет оставался его близким другом. В процессе работы над концертом Брамс обращался к Иоахиму по всем вопросам скрипичной техники, но далеко не всегда следовал его советам. Однако, создавая первую часть, он не стал писать для нее каденцию, воспользовавшись каденцией Иоахима.
Концерт Брамса – одно из самых виртуозных произведений в этом жанре. Ганс фон Бюлов, сравнивая концерт Брамса, с популярным скрипичным концертом Бруха, утверждал, что концерт Бруха написан «для скрипки», а концерт Брамса – «против скрипки». При этом трудности скрипичной партии скорее связаны с фактурой произведения и сложностью замысла, чем со стремлением показать технические возможности солиста.
Как и Вторая симфония, концерт проникнут типично брамсовской атмосферой светлой торжественности, которую не нарушают вторгающиеся время от времени драматические образы. Проводя слушателя в первой и второй частях через череду лирических настроений, в финале Брамс погружается в стихию венгерского народного танца. И не только потому, что концерт посвящен Иоахиму, но и потому, что само звучание скрипки было для Брамса связано с экспрессией и страстью венгерских напевов.
Екатерина Юсупова |