Джузеппе Тартини. Соната соль минор «Дьявольские трели»
Игорь Стравинский. «Итальянская сюита» из балета «Пульчинелла». Переложение для скрипки и фортепиано
Кароль Шимановский. Каприс Паганини соч. 40, ля минор (обработка для скрипки и фортепиано каприса Паганини № 24)
Иоганнес Брамс. Соната для скрипки и фортепиано № 3, ре минор
Франц Ваксман. «Кармен-фантазия» для скрипки и фортепиано
Итальянская сюита из балета «Пульчинелла» для скрипки и фортепиано, созданная Стравинским в 1925 году, представляет собой удивительно стройное сочинение. Органичная композиция из эпизодов самого «солнечного» балетного творения, ставшего предвестником неоклассицизма Стравинского, воссоздает стихию итальянских карнавалов с традиционными представлениями комедии масок dell’arte. Главный герой этих площадных спектаклей – красноносый Пульчинелла, причудливым образом сочетающий в себе черты Петрушки и Дон Жуана. Он брызжет весельем – и в то же время меланхоличен, пускается в философские рассуждения – и предается романтическим мечтам. Реестр его любовных побед вполне оспорил бы пальму первенства у знаменитого дон-жуановского списка. Разъяренные соперники расправлялись с ним много раз, но Пульчинелла неизменно воскресает. Плутовские похождения этого легендарного персонажа и легли в основу сюжета балета, а созданию атмосферы помогла музыка Перголези, молодого композитора первой половины XVIII века, прозванного «итальянским Моцартом», и других мастеров той же эпохи, чьи неизвестные сочинения были обнаружены и предложены Стравинскому Сергеем Дягилевым – другом, антрепренером и вдохновителем многих деятелей искусства того времени. Жизнь Джузеппе Тартини была так же интересна, блестяща и полна событиями, как и его музыка, а почитание современников – вполне заслуженным и своевременным. Повеса, фехтовальщик, несостоявшийся священник и юрист, в сложный период бурной молодости он сумел переосмыслить свою жизнь и стал блестящим композитором, скрипачом, теоретиком и педагогом, которого восхищенные современники прозвали «учителем наций». Тартини поднял скрипичное искусство на новую ступень, и повлиял на таких композиторов, как Вивальди, Боккерини и Моцарт.
Выходец из украинской провинции, Кароль Шимановский буквально с первых шагов привлек внимание к своему творчеству и к своей личности, в которой соединились таланты композитора, пианиста, педагога, музыкально-общественного деятеля, критика и писателя. Сейчас его имя прочно вписано в историю польской музыки как одно из самых значительных после Шопена.
Если бы потребовалось одним словом охарактеризовать музыку Иоганнеса Брамса, то лучше всех подошло бы слово «благородная». Удивительно, что многие современники великого композитора, восхищаясь его творчеством, не увидели, что этого угрюмого мизантропа и ворчуна – каким он казался – разоблачает его музыка – тонкая, умная, благородная. Звуками, заключенными в рамки «эстетически законного консерватизма» (Карл Дальхауз), Брамс как никто другой умел выразить страстность без надрыва и показать неисчерпаемые глубины человеческой души. Кармен – одна из самых фатальных и ярких героинь как в художественной, так и в музыкальной литературе. Трагический характер женщины, не терпящей никакого принуждения, до сих пор продолжает изумлять. Режиссеры снимают о ней художественные фильмы, композиторы сочиняют музыкальные фантазии, используя уже написанную Жоржем Бизе музыку, а кто-то исполняет эти произведения, требующие блестящей виртуозности и изрядной смелости от артиста. |