Санкт-Петербург, Концертный зал

Граф Муржа (скрипка) и Наталия Гусь (фортепиано)


Джузеппе Тартини. Соната соль минор «Дьявольские трели»
Игорь Стравинский. «Итальянская сюита» из балета «Пульчинелла». Переложение для скрипки и фортепиано
Кароль Шимановский. Каприс Паганини соч. 40, ля минор (обработка для скрипки и фортепиано каприса Паганини № 24)
Иоганнес Брамс. Соната для скрипки и фортепиано № 3, ре минор
Франц Ваксман. «Кармен-фантазия» для скрипки и фортепиано

Итальянская сюита из балета «Пульчинелла» для скрипки и фортепиано, созданная Стравинским в 1925 году, представляет собой удивительно стройное сочинение. Органичная композиция из эпизодов самого «солнечного» балетного творения, ставшего предвестником неоклассицизма Стравинского, воссоздает стихию итальянских карнавалов с традиционными представлениями комедии масок dell’arte. Главный герой этих площадных спектаклей – красноносый Пульчинелла, причудливым образом сочетающий в себе черты Петрушки и Дон Жуана. Он брызжет весельем – и в то же время меланхоличен, пускается в философские рассуждения – и предается романтическим мечтам. Реестр его любовных побед вполне оспорил бы пальму первенства у знаменитого дон-жуановского списка. Разъяренные соперники расправлялись с ним много раз, но Пульчинелла неизменно воскресает. Плутовские похождения этого легендарного персонажа и легли в основу сюжета балета, а созданию атмосферы помогла музыка Перголези, молодого композитора первой половины XVIII века, прозванного «итальянским Моцартом», и других мастеров той же эпохи, чьи неизвестные сочинения были обнаружены и предложены Стравинскому Сергеем Дягилевым – другом, антрепренером и вдохновителем многих деятелей искусства того времени.
Надежда Кулыгина

Жизнь Джузеппе Тартини была так же интересна, блестяща и полна событиями, как и его музыка, а почитание современников – вполне заслуженным и своевременным. Повеса, фехтовальщик, несостоявшийся священник и юрист, в сложный период бурной молодости он сумел переосмыслить свою жизнь и стал блестящим композитором, скрипачом, теоретиком и педагогом, которого восхищенные современники прозвали «учителем наций». Тартини поднял скрипичное искусство на новую ступень, и повлиял на таких композиторов, как Вивальди, Боккерини и Моцарт.
Обладая исключительной трудоспособностью и упорством, Тартини оставил более 350 музыкальных сочинений. Большинство из них написано для скрипки. Знаменитая соната «Дьявольские трели» (программное название связано с рассказом композитора о приснившемся ему дьяволе, который виртуозно играл на скрипке), стала «началом эпохи в скрипичном исполнительстве» (Владимир Одоевский).
Некоторые историки музыки считают, что первый вариант сонаты был записан Тартини еще в молодости, а затем он долгие годы доводил свое сочинение до совершенства, создав в конце концов произведение, которое может рассматриваться как его художественное credo.

Выходец из украинской провинции, Кароль Шимановский буквально с первых шагов привлек внимание к своему творчеству и к своей личности, в которой соединились таланты композитора, пианиста, педагога, музыкально-общественного деятеля, критика и писателя. Сейчас его имя прочно вписано в историю польской музыки как одно из самых значительных после Шопена.
Некоторые исследователи (признавая, впрочем, условность и схематичность такой периодизации), делят творческий путь Кароля Шимановского на три этапа: «романтический», «импрессионистский» и «народный». Обработки для скрипки и фортепиано трех каприсов Никколо Паганини, написанные в 1918 году, приходятся на «импрессионистский» период творчества Шимановского. Его оригинальное прочтение блестящих пьес, написанных итальянским скрипачом-виртуозом в начале XIX столетия, представляет своеобразный ремейк, в котором сочетаются пламенный романтизм Паганини и самобытное гармоническое мышление польского композитора, жившего и творившего век спустя.

Если бы потребовалось одним словом охарактеризовать музыку Иоганнеса Брамса, то лучше всех подошло бы слово «благородная». Удивительно, что многие современники великого композитора, восхищаясь его творчеством, не увидели, что этого угрюмого мизантропа и ворчуна – каким он казался – разоблачает его музыка – тонкая, умная, благородная. Звуками, заключенными в рамки «эстетически законного консерватизма» (Карл Дальхауз), Брамс как никто другой умел выразить страстность без надрыва и показать неисчерпаемые глубины человеческой души.
Будучи крупнейшим симфонистом второй половины XIX века, для скрипки Брамс написал не так много. Его единственный скрипичный Концерт, и три сонаты для скрипки и фортепиано имеют выдающееся художественное значение и входят в репертуар всех состоявшихся исполнителей.

Кармен – одна из самых фатальных и ярких героинь как в художественной, так и в музыкальной литературе. Трагический характер женщины, не терпящей никакого принуждения, до сих пор продолжает изумлять. Режиссеры снимают о ней художественные фильмы, композиторы сочиняют музыкальные фантазии, используя уже написанную Жоржем Бизе музыку, а кто-то исполняет эти произведения, требующие блестящей виртуозности и изрядной смелости от артиста.
В «Кармен-фантазии» оскароносного Франца Ваксмана – автора музыки к кинофильмам, вокальных, оркестровых и камерных сочинений – скрипка не просто рассказывает о Кармен. Это – сама Кармен. Роковая, лукавая, манящая, страстная, пленительная, гордая, прекрасная, женщина-мелодия и женщина-рок. То плавно перетекая одна в другую, то сменяясь в бешеном фейерверке, каждая тема произведения раскрывает эти характерные черты незабываемой героини оперы Бизе.
Светлана Никитина

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход