Санкт-Петербург, Концертный зал

Респиги. Рахманинов. Моцарт


В программе:
Отторино Респиги. Симфоническая поэма «Фонтаны Рима»
Cергей Рахманинов. Кантата «Весна». «Три русские песни» соч. 41.
Отторино Респиги. Симфоническая поэма «Пинии Рима»
Вольфганг Амадей Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 21 до мажор, К.467

Хор и Симфонический оркестр Мариинского театра

Главный хормейстер – Андрей Петренко

Отторино Респиги был современником Джакомо Пуччини и также написал десять опер. Но прославился он не ими. Благодаря симфоническим поэмам «Фонтаны Рима» и «Пинии Рима» Респиги удалось вернуть итальянской оркестровой музыке мировое значение, утраченное ею после Корелли, Вивальди и Боккерини. В XIX веке в Италии не было ни одного композитора-симфониста, признание получали лишь оперы. В итоге некоторые музыканты решили, что дальше так продолжаться не может, и попытались выправить ситуацию. Среди них был преподаватель Болонского музыкального лицея Джузеппе Мартуччи. Правда, его собственные произведения в мировой репертуар не вошли, зато он воспитал Респиги.
Молодой Респиги некоторое время проработал альтистом в оркестре Мариинского театра и в это же время учился у Римского-Корсакова. Знание русской музыки пригодилось ему, когда позднее в Риме он писал балеты «Волшебный горшок», «Индийская фантазия», «Арабская песнь» и «Осень» на темы русских народных песен, Глинки, Бородина, Чайковского и Римского-Корсакова. Но еще больше пригодилось волшебное мастерство инструментовки, владение огромным красочным оркестром – с челестой, двумя арфами, фортепиано и органом.
Международную славу принесла Респиги симфоническая поэма «Фонтаны Рима» (1918). Ее четыре части, которые исполняются без перерыва («Фонтан Валле Джулия на заре», «Фонтан Тритона утром», «Фонтан Треви в полдень», «Фонтан виллы Медичи на закате»), в большой степени вдохновлены искусством импрессионистов, любивших изображать объекты в разное время суток, в разном освещении. В музыке нечто подобное сделал Дебюсси, как никто, умевший живописать водную стихию. А идею создать звуковой образ Рима, возможно, навеяна образом Вечного города в «Тоске» Пуччини, где, как и в четвертой части «Фонтанов», звучат римские колокола. В развитие успеха Респиги написал великолепные «Пинии Рима» (1924) и менее известные «Римские празднества» (1928). Четыре части «Пиний», названные «Пинии виллы Боргезе», «Пинии у катакомб», «Пинии на холме Яникул», «Пинии Аппиевой дороги», отсылают не столько к городским пейзажам, сколько к римской истории. Интерес Респиги к истории итальянской музыки с годами становился все глубже, в его наследии – целый ряд неоклассических произведений, а в «Пиниях у катакомб» использованы интонации средневекового григорианского хорала.
Но, погружаясь в историю, Респиги смотрел и в будущее: в «Пиниях на холме Яникул» он предписал использовать граммофонную запись пения соловья. Такого рода коллажи живого звука и записи вошли в обыкновение много позже, в 1950-е годы.
Анна Булычева

Кантата «Весна» была создана С.В. Рахманиновым в 1902 году. Ее петербургская премьера состоялась в зале Дворянского собрания 8 января 1905 года при участии хора Мариинского театра (дирижер А.И. Зилоти). Сочинение это во многом необычно. Необычно уже само стихотворение Некрасова, положенное в основу кантаты, в котором соединяется почти несоединимое, сталкиваются образы зимней и весенней природы и любовная драма героя (измена жены, едва не заканчивающаяся кровавой развязкой – традиционный мелодраматический сюжет). Природа у Некрасова не только фон для разворачивающейся драмы. «Зима косматая» и «песня-вьюга зимняя» в сознании героя стихотворения становятся прямыми «соучастниками» готовящегося убийства (прямо подсказывая и даже требуя его совершить). Весна же, с ее гимном и христианскими мотивами любви, терпения и прощения, напротив, наделяется в финале стихотворения примиряющей ролью. Яркие образы весенней природы воспринимаются и сами по себе, как самостоятельные и существующие как бы вне драматического сюжета («Идет-гудет Зеленый шум. Зеленый шум, весенний шум!»).
«Три русские песни» для оркестра и хора соч. 41 созданы в 1926 году и посвящены Леопольду Стоковскому. Это одно из немногих произведений Рахманинова, в которых он прибегает к подлинным народным темам, трактуя их своеобразно и необычно.
Владимир Горячих

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход