В программе:
Клод Дебюсси
«Море»
Морис Равель
2-я сюита из балета «Дафнис и Хлоя»
Гектор Берлиоз
«Фантастическая симфония», соч. 14
Поставленный русским балетмейстером Михаилом Фокиным балет «Дафнис и Хлоя» (1907–1912) – плод удивительно яркого содружества Мориса Равеля и труппы «Русских сезонов», возглавляемой Сергеем Дягилевым. Музыка «Дафниса» свободна от жанровых балетных условностей и вместе с тем чрезвычайно пластична и красочна. Либретто «Дафниса и Хлои» создано по мотивам мифологического романа о юном пастухе и пастушке древнегреческого писателя Лонга (около III века н.э.). Канва сюжета довольно незатейлива: молодой пастух Дафнис и юная Хлоя любят друг друга. Недалек уже час свадебного торжества, но прекрасную пастушку похищают пираты. Дафнис безутешен; сжалившись над ним, Пан – бог плодородия и покровитель пастухов – решает помочь несчастным. Он вырывает Хлою из рук разбойников и возвращает отчаявшемуся жениху. Балет завершается ослепительной сценой празднества: пастухи и пастушки славят бога Пана.
На основе музыки балета Равель создал две симфонические сюиты. Из них особую популярность получила вторая, основанная на музыке финальной, третьей, картины балета, открывающейся величественным номером «Восход солнца»: враждебные силы побеждены, рассвет нового дня, пробуждение природы созвучны чувствам героев. Из тишины и легких шорохов, передающих настроение предрассветного часа, музыка вырастает в величественный гимн любви и свету.
Егор Ковалевский
«Огромная симфоническая композиция в новом жанре, посредством которой я постараюсь произвести на мою аудиторию большое впечатление» – так Гектор Берлиоз (1803–1869) охарактеризовал партитуру своей «Фантастической симфонии» (1830), явившуюся ярчайшим манифестом музыкального романтизма. Автор не полагался на фантазию своих слушателей, приученных к классицистской модели симфонии. Он не только озаглавил части «Фантастической симфонии», но и снабдил ее развернутой литературной программой, в которой нашли отражение автобиографические мотивы: история страстной влюбленности молодого композитора в приму английской театральной труппы, гастролировавшей в Париже, – ирландку Гарриет Смитсон.
Внимательный слушатель, следуя программе, не упустит подробности сюжета этой музыкальной «новеллы», блистательно воплощенной средствами симфонического оркестра. Центральный образ симфонии, ее idée fixe – тема возлюбленной, цементирующая весь симфонический цикл. Она предстает в разных обличьях – от мечтательного абриса прекрасной любимой женщины в первых трех частях до гротеска и карикатуры – в двух последних. «Фантастическая симфония» впервые прозвучала в Париже 5 декабря 1830 года под управлением автора.
Иосиф Райскин