В программе:
Иоганн Себастьян Бах
Партита № 3 для скрипки соло ми мажор, BWV 1006
Соната № 3 для скрипки соло до мажор, BWV 1005
Соната № 1 для скрипки соло соль минор, BWV 1001
Партита № 2 для скрипки соло ре минор, BWV 1004
Музыкальное воспитание И.С. Баха началось с обучения игре на скрипке под руководством отца. И хотя впоследствии все время юного Баха было посвящено занятиям на органе, композиции и пению в хоре, он освоил скрипку настолько хорошо, что в 18 лет смог занять должность скрипача в капелле герцога Саксен-Веймарского. В скрипичных произведениях композитора так полно и блестяще используются выразительные, акустические и технические возможности инструмента, что объяснить это можно только высоким исполнительским мастерством Баха-скрипача.
Большинство скрипичных сочинений написано И.С. Бахом в кётенский период (1717–1723). Сонаты и партиты для скрипки соло, законченные в 1720 году, в истории музыки стоят особняком. Их нельзя ни с чем сравнить. Не потому, что скрипка здесь выступает в роли суперинстумента, в задачу которого входит воплотить замысел композитора, невзирая на невероятные технические трудности; и не потому, что форма скрипичных соло-сонаты и сюиты (по-итальянски партиты) позволяет раскрыть все выразительные возможности инструмента... Эта музыка несет в себе такие философские глубины, такую бездну мудрости и даже богословия, что проблема ее интерпретации вот уже более ста лет занимает умы исполнителей и музыковедов.
Кульминацией всего цикла, безусловно, является Чакона из 2-й партиты. Каждая вариация (всего их 32), словно слайд или витраж с изображением какого-либо события из жизни Христа. Но альфа и омега всего произведения – основная тема, чья тяжелая, восходящая поступь на фоне нисходящего баса, словно шаги на Голгофу, к смерти, аду и воскресению, а изломанные аккорды – как искалеченная чужими грехами жизнь Праведника.
Светлана Никитина