При участии: Надежды Васильевой, Жанны Домбровской, Людмилы Дудиновой, Екатерины Гончаровой, Елены Цветковой, Ларисы Юдиной, Максима Булатова, Григория Карасева, Михаила Колелишвили, Станислава Леонтьева, Вячеслав Луханин, Александра Морозова, Андрея Попова, Владимира Самсонова
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Гавриэль Гейне
Автор сценария и ведущая – Наталия Энтелис
Режиссер – Александр Маскалин
Художник-постановщик – Сергей Грачев
Художник по свету – Роман Песков
Художник-технолог по костюмам – Татьяна Машкова
Знаете ли вы, что оперу придумали по ошибке?
Более 400 лет тому назад, в итальянском городе Флоренции существовал обычай: просвещенные любители искусства и литературы собирались вместе, чтобы беседовать о прекрасном и слушать музыку. Эти собрания поклонников всего изящного и возвышенного назывались камерата, что в переводе на русский язык означает «содружество» или «академия». (Совсем как наша Академия юных театралов)!
Образованные флорентийцы очень интересовались античной (т. е. древней) культурой Греции и Рима, чьи поэты, художники и скульпторы прославляли человека. Даже своих богов они изображали в виде прекраснейших людей.
Итальянцев XVI века восхищала древнегреческая трагедия, монументальность древнегреческих храмов, искусство, с которым древние ваятели передавали красоту и гармоничность человеческого тела. Поэтому итальянские скульпторы учились мастерству у греческих, архитекторы брали за образец великолепные пропорции античных храмов, а поэты и драматурги развивали традиции древних авторов.
Возродившийся интерес к античности дал название и самой исторической эпохе – эпохе Возрождения.
Труднее всего следовать греческим и римским образцам было музыкантам. С одной стороны, с античных времен сохранилось множество высказываний о музыке, научных трактатов, изображений музыкантов, и это говорило о том, что музыка являлась для греков и римлян одним из важнейших и любимейших искусств. С другой стороны, для записи музыки греки использовали труднейшую, только им известную нотацию, расшифровать которую пытаются до сих пор.
Что же было делать музыкантам эпохи Возрождения?
Подсказку они нашли в рукописях античных греческих пьес. Обнаружив над текстами ролей героев трагедий непонятные значки, итальянцы решили, что в античном театре актеры не просто произносили слова, а распевали их! Музыканты эпохи Возрождения поняли, что им нужно сначала научиться сочинять такую музыку, которая бы передавала все чувства действующих на сцене лиц: радость и гнев, боль и любовь, сомнение и решимость, а потом писать пьесы, целиком положенные на музыку.
Среди членов Флорентийской камераты, собиравшейся в доме Джованни Барди (графа Вернио), было много талантливых поэтов и музыкантов. Они-то и вошли в историю как создатели первых драматических представлений, целиком положенных на музыку.
До нас дошли немногие их произведения, но имена первых авторов мы знаем. Это – поэт Оттавио Ринуччини и композитор Якопо Пери.
Слово «опера» переводится на русский язык как «дело», «произведение», однако оперу так стали называть не сразу. Сначала говорили «музыкальная драма».
Новый вид театральных представлений с музыкой пришелся современникам по душе и скоро оперы стали ставить во многих городах Италии, а следом – и по всей Европе. Десятки и сотни композиторов отдавали свой талант оперному искусству. Выдающиеся музыканты становились знаменитыми оперными певцами. Великолепные здания оперных театров стали украшать городские площади.
«В чем же ошиблись итальянцы XVI века?» – спросите вы. Да в том, что большинство современных ученых считают, что древние греки вовсе не распевали на своих театральных представлениях. Загадочные значки, скорее всего, просто указывают актеру, где повышать, а где понижать голос.
Но это уже ничего изменить не может. Опера родилась, опера живет, да здравствует опера!
Продолжительность концерта 1 час
Концерт идет без антракта