ИСПОЛНИТЕЛИ:
Иван Столбов (кларнет)
Елена Цветкова (меццо-сопрано)
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Кристиан Кнапп
В ПРОГРАММЕ:
Вольфганг Амадей Моцарт
Увертюра из оперы «Дон Жуан»
Концерт для кларнета с оркестром ля мажор, KV 622
Ария Секста Parto, parto, ma tu, ben mio из I действия оперы «Милосердие Тита»
Симфония №38 pе мажор «Пражская», KV 504
Вольфганга Амадея Моцарта полюбили в Праге раньше, чем он лично появился в городе со своими сочинениями. Пражане прекрасно приняли его «Похищение из сераля», а «Свадьба Фигаро» вызвала в городе настоящий фурор: импресарио Паскуале Бондини радовался небывалым доходам, на каждом балу и в каждой пивной звучали отрывки из оперы.
В январе 1787 года на гребне этого успеха Моцарт прибыл в Прагу. Для академии – большого авторского концерта 19 января, где он играл и импровизировал, – нужна была новая симфония. 6 декабря 1786 года Моцарт как раз завершил в Вене Симфонию ре мажор № 38. Видимо, в Праге она прозвучала впервые. Первая часть ее начинается, подобно увертюре – медленным вступлением. В этой симфонии всего три части (нет менуэта). Это именно такая симфония, которая могла быть написана между «Свадьбой Фигаро» и «Дон Жуаном» – двумя операми о любви, страсти и превратностях судьбы.
В Вену Моцарт вернулся с заказом на новую оперу для Праги. Ею стал «Дон Жуан» на либретто того самого Лоренцо да Понте, который был либреттистом «Свадьбы Фигаро» и «Так поступают все», а свою жизнь строил, подражая Джакомо Казанове. Заказ, сочинение и постановка оперы всегда были самыми желанными событиями в творческой жизни Моцарта. В Вене с этим не слишком везло. В 1787 году фаворитами столицы были Висенте Мартин-и-Солер в итальянской опере и Диттерс фон Диттерсдорф – в немецкой. Теперь они числятся «классиками второго ряда». Их музыка гораздо проще, доступнее моцартовской и поэтому их в Вене любили больше (но и забыли быстрее).
Чехия с ее всеобщим и повсеместным музыкальным образованием тогда была уникальной частью Австрийской империи. Ежегодно она производила огромное количество профессиональных музыкантов, многие из которых украшали собой сцены всех столиц Европы. Уезжали, как водится, лучшие виртуозы, так что по части звезд первой величины Прага проигрывала Вене. Проигрывала она и в размахе: маленький театр в Праге располагал крошечным оркестром (струнных инструментов было всего одиннадцать). Певцов едва-едва хватало, и разучивали партии не так быстро, как в Вене, отчего премьеру «Дон Жуана» пришлось даже отложить с 14 до 29 октября. Увертюру к «Дон Жуану» Моцарт написал в предпоследнюю ночь, но оркестр благополучно сыграл ее с одной репетиции. Несмотря на все волнения Моцарта, опера была принята с триумфом – всеобщее музыкальное образование воспитало истинных ценителей (в то время как в Вене «Дон Жуана» распробовали и, как говорил Моцарт, «разжевали» лишь постепенно, после нескольких спектаклей).
Можно было не уезжать тогда из Праги, а принять заказ на новую оперу и остаться еще на несколько месяцев, но Моцарт заторопился в столицу. Новую оперу для Праги он сочинил только в последний год своей жизни, когда в середине августа 1791 года ему в спешном порядке заказали «Милосердие Тита» к коронации императора Леопольда II как короля Чехии. Сверхвостребованное в XVIII веке либретто Пьетро Метастазио о милости и всепрощении римского императора обычно извлекали на свет именно по случаю коронаций, как напутствие новым просвещенным монархам. Возможно, к концу века это «дежурное блюдо» монархам несколько приелось, потому что поэт Катерино Маццола сократил его до двух актов. У Моцарта же получился шедевр, глубоко прочувствованный и сильный. Уже 6 сентября в присутствии коронованных особ состоялась премьера «Милосердия» (за несколько дней до этого двор угостили «Дон Жуаном»).
Ария Секста Parto, parto звучит в первом акте, когда герой прощается с возлюбленной Вителлией. По ее наущению он отправляется, чтобы убить своего друга императора (немедленно по его уходе к Вителлии являются посланцы Тита и объявляют: император избрал ее невестой, – но поздно, она уже не сможет остановить Секста). В арии на самом деле два солиста: меццо-сопрано и кларнет.
«Милосердие Тита» встретило прохладный прием. В сентябре 1791 года Моцарт уже был болен. Уезжая, он плакал, прощаясь с пражскими друзьями. Вернувшись в Вену, он между 28 сентября и 7 октября создал свое последнее крупное инструментальное произведение: Концерт для кларнета с оркестром. Концерт был предназначен для друга Моцарта, одного из первых кларнетистов-виртуозов Антона Штадлера, который тогда отправлялся в большое турне. Уже 16 октября Штадлер исполнил концерт в Праге, и вновь музыка Моцарта удостоилась в этом городе заслуженного успеха.
Анна Булычёва