ИСПОЛНИТЕЛИ:
Элис Кут (меццо-сопрано)
Партия фортепиано – Кристиан Блэкшоу
В ПРОГРАММЕ:
Роберт Шуман
Романсы «Посвящение», «Ты, как цветок, прекрасна» из вокального цикла «Мирты», соч. 25
Романс «На розочку похожа ты», соч. 27 № 2
Романс «Лотос» из вокального цикла «Мирты», соч. 25
Романс «Моя роза» из «Шести стихотворений Николая Ленау», соч. 90
Романс «Моя прекрасная звезда» из сборника «Весна любви», соч. 101
Вокальный цикл «Любовь и жизнь женщины», соч. 42
Вокальный цикл «Любовь поэта», соч. 48
Leben, Liebe, Lieder… Жизнь, любовь, песни… Среди композиторов, наследующих Францу Шуберту, создателю австро-немецкой романтической песни, первенство бесспорно принадлежит Роберту Шуману. В своих юношеских опытах Шуман еще всецело остается под влиянием баллад Шуберта, песен Бетховена и Вебера. В зрелые годы он обращается к песне уже во всеоружии опыта и мастерства автора множества фортепианных сочинений, в которых торжествует песенное начало – и в широком разливе мелодии, и в ее идуших от слова, «говорящих», интонациях.
Когда Шуман почувствовал, что его вдохновение стеснено рамками фортепианной клавиатуры, он обратился к песне. В феврале 1840 года Шуман пишет своей невесте Кларе Вик: «Со вчерашнего утра я записал около 27 страниц музыки (нечто новое)… сочиняя, я смеялся и плакал от радости». Этим «новым» был вокальный цикл «Мирты»: Шуман готовился поднести его в качестве свадебного подарка.
Во всех биографиях Шумана 1840-й именуют «песенным годом». В кратчайший срок композитор создает около полутораста песен и вокальных циклов, среди которых такие как «Мирты», «Круг песен», «Любовь и жизнь женщины», «Любовь поэта»… С самого начала Шуман проявил высочайшую требовательность и подлинный вкус к поэзии. «Зачем браться за посредственные стихи,– писал он, – сплести музыкальный венок вокруг головы истинного поэта – нет ничего прекрасней…» И Шуман сплетает песенные венки на стихи Гёте, Байрона, Мура, Бёрнса, Гейне, Шамиссо, Эйхендорфа… Стремление к художественно оправданной внутренней драматургии целого сближает вокальные циклы Шумана с его же фортепианными циклами пьес.
Шуман выступает новатором, утверждая, что «голос один не может… все сделать, все передать» и что следует избавляться от «тривиальных фигур аккомпанемента». И в свои вокальные сочинения он вводит фортепиано как полноправного участника ансамбля: его песни – настоящие дуэты для голоса и фортепиано. Рояль в инструментальных прелюдиях настраивает слушателя, готовит его к вступительным фразам певца, а в «отыгрышах»-постлюдиях словно договаривает оставшееся невысказанным. И в этом Шуман предвещает завоевания музыкальной драмы – от Вагнера до мастеров ХХ века.
Иосиф Райскин