Санкт-Петербург, Концертный зал

Sinfonia Varsovia


Второй концерт 49-го абонемента

Солисты:
Никита Борисоглебский (скрипка)
Максим Рысанов (альт)

Дирижер – Кшиштоф Пендерецкий


В ПРОГРАММЕ:
Сергей Прокофьев
Симфония № 1 ре мажор «Классическая», соч. 25

Кшиштоф Пендерецкий
Концерт для скрипки и альта с оркестром

Антонин Дворжак
Симфония №7 ре минор, соч. 70


При финансовой поддержке Министерства культуры и национального достояния Республики Польша

  

  Varsovia

О концерте

Интерес к оркестровому письму венских классиков, и прежде всего Гайдна, возник у Прокофьева во время обучения в Петербургской консерватории в классе дирижирования Николая Черепнина. Прокофьев писал: «Мне казалось, что если бы Гайдн дожил до наших дней, он сохранил бы свою манеру письма и в то же время воспринял бы кое-что от нового. Такую симфонию мне и захотелось сочинить: симфонию в классическом стиле». Замысел был реализован несколько лет спустя.
Оркестровый состав, избранный Прокофьевым для симфонии, соответствует инструментарию венских классиков: двойной состав духовых (без видовых инструментов и тромбонов), литавры и струнная группа. Последовательность частей, их форма и драматургия также в основном следуют модели, типичной для венской классической симфонии. Лишь место традиционного менуэта или скерцо (III часть) занимает гавот – жанр, ставший впоследствии «визитной карточкой» Прокофьева.
Музыкальный язык, однако, безошибочно указывает на принадлежность этой симфонии к музыке XX века. Неожиданные и яркие модуляции-сдвиги в далекие тональности, использование инструментов в весьма виртуозном ключе, ироническая трактовка музыкального материала – черты уже вполне сформировавшегося к этому времени стиля Прокофьева.
«Классическая симфония» Прокофьева – не прямая стилизация под Гайдна, но опыт переосмысления, взгляда на его наследие из XX века. Такой подход предвосхищает направление в музыке, получившее название неоклассицизма.


Двойной концерт написан Кшиштофом Пендерецким к 200-летию Венского общества друзей музыки (Musikverein) в 2012 году. Выбор скрипки и альта в качестве солирующих инструментов напоминает о Концертной симфонии Моцарта. Идею такого сочетания солистов предложил Пендерецкому Юлиан Рахлин – музыкант, с успехом выступающий и как скрипач, и как альтист. Оба солиста в концерте равноправны, а сам композитор в одном из интервью предположил, что партию альта играть даже труднее, чем скрипичную.
В концерте несколько разделов, следующих без перерыва. Начальный диалог скрипки и альта сменяется демонической пляской в ритме тарантеллы. За драматической кульминацией следует пассакалья – вариации на повторяющуюся в басу тему. В завершающих тактах концерта в партиях солистов звучит одна мелодия, постепенно растворяющаяся в тишине.

Симфония № 7 Антонина Дворжака открывает триаду его последних симфоний. Хотя это сочинение не столь популярно, как последовавшие за ним Восьмая и Девятая симфонии, оно принадлежит к числу выдающихся достижений чешской и европейской музыкальной классики.
Летом 1884 года Дворжак был избран почетным членом Лондонского филармонического общества. В честь этого события ему предложили продирижировать в Лондоне исполнением новой симфонии. К тому времени в британской столице уже были с успехом исполнены Шестая симфония композитора и его оратория Stabat Mater. Неудивительно, что Дворжак охотно откликнулся на приглашение: для него это было прекрасной возможностью еще раз заявить о себе как о композиторе не только чешском, но и европейском.
Седьмая симфония по праву считается самой драматической среди всех симфоний Дворжака. Характер сочинения задает напряженная главная тема первой части, которую проводят низкие струнные на фоне выдержанного тона. Лирическая побочная тема звучит у деревянных духовых и на время вносит успокоение. В разработке разворачивается драматический конфликт, а в конце части напряжение угасает. Вторая часть начинается как просветленный хорал, но и в нее проникают тревожные мотивы. В третьей части Дворжак обращается к ритмическим формулам чешского народного танца – фурианта. В финале доминируют неустойчивые, беспокойные интонации, и лишь в последних тактах устанавливается мажор, который, однако, не снимает напряжения.
Владимир Хавров

Об исполнителях

… ни с одним другим коллективом я не работал с таким удовлетворением, как с оркестром Sinfonia Varsovia
Иегуди Менухин

… это великолепный коллектив и один из лучших оркестров Европы. Высший класс!
Марта Аргерих

В апреле 1984 года в Польшу по приглашению директора Центра-студии искусств им. С. Виткевича Вальдемара Дабровски и директора Польского камерного оркестра Франтишека Выбраньчика приехал Иегуди Менухин. Специально для этого выступления состав Польского камерного оркестра был значительно увеличен. Концерт имел большой успех, и Менухин без колебаний принял предложение стать приглашенным дирижером созданного на базе Польского камерного оркестра нового коллектива – оркестра Sinfonia Varsovia.
Вскоре оркестр начал выступать в США, Канаде и многих странах Европы и Азии. Концерты коллектива проходили в нью-йоркском Карнеги-холле, Театре Елисейских полей в Париже, лондонском Барбикан-холле, венском Музикферайн, Театре Колон в Буэнос-Айресе, токийском Сантори-холле и мюнхенском Геркулес-зале.
В 1997 году музыкальным руководителем оркестра стал Кшиштоф Пендерецкий, а в июле 2003 года он же занял должность его художественного руководителя, которым остается и по сей день. Также Пендерецкий регулярно выступает с коллективом в качестве дирижера.
В 2001 году Франтишек Выбраньчик основал фестиваль «Sinfonia Varsovia Франтишека Выбраньчика – своему городу», в рамках которого музыканты оркестра каждую осень дают бесплатные концерты в различных районах столицы.
В 2004 году Выбраньчик передал обязанности директора оркестра Sinfonia Varsovia своему помощнику Янушу Мариновски.
В 2008–2012 годах музыкальным директором коллектива был всемирно известный французский дирижер Марк Минковски.
Каждый сезон в гастрольном графике оркестра выделяется время для выступления на знаменитом музыкальном фестивале La Folle Journée. Также коллектив регулярно участвует в крупнейших музыкальных мероприятиях Польши, среди которых фестиваль «Шопен и его Европа», Пасхальный фестиваль им. Людвига ван Бетховена, фестиваль «Варшавская осень» и фестиваль «Цепь», посвященный памяти Витольда Лютославского.
В 2010 году оркестр организовал в Варшаве Открытый фестиваль Шопена под эгидой фестиваля La Folle Journée. Последующие мероприятия этой серии – «Титаны» (2011), «Россия» (2012), «Музыка Франции и Испании» (2013) и «Америка» (2014) – получили высокую оценку польских слушателей.
Репертуар оркестра включает произведения разных эпох от XVIII века до современности. Коллектив исполнял польские и мировые премьеры сочинений Джона Адамса, Кшесимира Дембского, Яна Качмарека, Витольда Лютославского, Павла Микетина, Онуте Нарбутайте, Марты Пташиньской, Марцина Станьчика и Павла Шиманского. На многочисленных концертах в Польше и за рубежом музыканты часто исполняют сочинения Пендерецкого. В январе 2011 года оркестр впервые исполнил новое произведение «Я погрузился в море снов...».
Дискография оркестра насчитывает более 260 альбомов, выпущенных известными мировыми лейблами: Decca, Denon Nippon Columbia, Deutsche Grammophon, EMI, Naïve, Naxos, Sony и Virgin Classics. Многие записи были отмечены престижными музыкальными премиями, в числе которых Diapason d’Or, Diapason Découverte, Grand Prix du Disque и польская премия «Фредерик».
Творческая деятельность коллектива проходит при поддержке фонда Sinfonia Varsovia, основанного в 2000 году Франтишеком Выбраньчиком.
В 2014 году оркестр Sinfonia Varsovia отметил 30-летие творческой деятельности.
Более подробную информацию о коллективе можно найти на сайте www.sinfoniavarsovia.org.

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход