Увертюра и скерцо из музыки Мендельсона к «Сну в летнюю ночь» кажутся рожденными в едином порыве вдохновения, но на самом деле их разделяет семнадцать лет. В 1826 году семнадцатилетний композитор зачитывался пьесами Шекспира в переводе немецкого поэта-романтика Людвига Тика. В результате 6 августа того же года он закончил фантастическую концертную увертюру, которая сразу стала его «визитной карточкой».
14 октября 1843 года в Потсдаме состоялась премьера шекспировского «Сна в летнюю ночь» в постановке Людвига Тика, которыё теперь руководил берлинскими театрами. Естественно, что берлинский капельмейстер Феликс Мендельсон написал к ней еще двенадцать музыкальных номеров, включая один из оркестровых антрактов – cкерцо, рисующее пленительный мир эльфов, резвящихся в ночном лесу.
Анна Булычёва
Живя за границей, Сергей Рахманинов сочинял мало, преимущественно выступая как концертирующий пианист. В своих произведениях этого времени он часто обращался к европейскому наследию – так появились Вариации на тему Корелли для фортепиано, транскрипции сочинений Баха, Шуберта и Мендельсона.
«Рапсодия на тему Паганини» – последнее фортепианное сочинение Рахманинова. Оно было написано в имении Сенар в Швейцарии за короткий срок – всего полтора месяца. Рапсодия представляет собой 24 вариации на тему знаменитого каприса № 24 для скрипки соло Никколо Паганини. Вариации объединены в три группы, в результате чего образуется форма, напоминающая структуру фортепианного концерта: быстрая первая часть, медленная вторая и виртуозный финал.
В седьмой вариации появляется тема средневековой секвенции Dies irae («День гнева») – один из сквозных мотивов всей музыки Рахманинова. Лирический центр медленного раздела и всего цикла – вариация № 18, по стилю весьма далекая от темы, но сохраняющая с ней интонационную связь. На кульминации в коде вновь звучит тема Dies irae, а завершается сочинение тихой загадочной музыкой.
Владимир Хавров