ИСПОЛНИТЕЛИ:
Екатерина Гончарова (сопрано)
Михаэль Купфер (баритон)
Хор и симфонический оркестр Мариинского театра
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Дирижер – Николай Цнайдер
С премьеры «Немецкого реквиема», состоявшейся 10 апреля 1868 года в Бремене, началось мировое признание молодого Иоганнеса Брамса как одного из крупнейших композиторов своего времени. За короткое время это вдохновенное произведение услышали в Швейцарии, Англии, России, оно вошло в репертуар едва ли не всех любительских хоровых обществ Германии.
Брамс начал работу над «Немецким реквиемом» в 1865 году, вскоре после смерти матери. В отличие от Шуберта, написавшего свой «Немецкий реквием» гораздо раньше, Брамс не стал обращался к переводу на немецкий язык канонического латинского текста, а подобрал фрагменты из различных книг Библии в переводе Лютера. В этих фрагментах не содержится церковных догматов, а речь идет о том, что близко каждому человеку вне зависимости от конфессиональной принадлежности – об утешении. В 1868 году, уже после бременской премьеры, композитор ввел в Реквием проникновенную пятую часть с участием солирующего сопрано, тема которой – материнское утешение.
Сочинению «Немецкого реквиема» в жизни Брамса предшествовали годы работы в качестве хормейстера, поэтому мастерство, с которым он пишет для хора, не вызывает удивления. В оркестровке также немало находок, в частности, сумрачная первая часть исполняется без участия скрипок. Некоторые эпизоды написаны в старинном стиле, напоминающем об ораториях Генделя, но большая часть музыки свободна от стилизаций и идет путем духовной музыки Бетховена – «от сердца к сердцу».
Анна Булычева