Санкт-Петербург, Концертный зал

Сольный концерт Линна Харрелла (виолончель)


Биография Линна Харрелла

Партия фортепиано – Анна Маликова


В ПРОГРАММЕ:
Людвиг ван Бетховен
Семь вариаций на тему Моцарта из оперы «Волшебная флейта» для виолончели и фортепиано, WoO 46
Соната для виолончели и фортепиано ре мажор, соч. 102 № 2

Сергей Прокофьев
Соната для виолончели и фортепиано до мажор, соч. 119

Феликс Мендельсон
Соната для виолончели и фортепиано ре мажор, соч. 58


В наследии Людвига ван Бетховена – три цикла вариаций для виолончели и фортепиано. Третий из этих циклов написан на тему дуэта Памины и Папагено из оперы Моцарта «Волшебная флейта». Хотя эти вариации и не были включены впоследствии в основной список работ Бетховена, музыка их вполне зрелая, а партия виолончели развита и виртуозна. Вероятно, по вопросам виолончельной техники Бетховена консультировал французский музыкант Жан-Луи Дюпор, опыт общения с которым пригодился композитору в работе над последующими сочинениями с участием солирующей виолончели – Тройным концертом и сонатами.
Последняя, пятая, виолончельная соната Бетховена, несмотря на формальное следование классической трехчастной схеме «быстро – медленно – быстро» (в предыдущих сонатах Бетховен экспериментировал с ее вариантами), предвещает открытия позднего периода творчества композитора. Гармонически изысканное сонатное аллегро сменяется развернутой медленной частью, без перерыва переходящей в фугированный финал, идея которого будет развита в поздних квартетах композитора.
В истории музыки появление сочинений для сольного инструмента почти всегда связано с сотрудничеством композитора и яркого исполнителя-виртуоза. Для виолончельного репертуара второй половины ХХ века такой фигурой был Мстислав Ростропович. В 1949 году свое внимание на 22-летнего музыканта обратил Сергей Прокофьев, услышавший в его исполнении виолончельную сонату Николая Мясковского. Вскоре в непосредственном контакте с Ростроповичем была создана соната самого Прокофьева. Внешние события не могли не повлиять на настроения, царящие в музыке сонаты (это первое произведение, написанное Прокофьевым после 1948 года, когда большая часть его сочинений была подвергнута критике и фактически запрещена к исполнению): характерные прокофьевские лирика и скерцозность оказываются словно затушеванными, а функцию центра берет на себя медленная и сдержанная первая часть, по размеру сопоставимая с двумя остальными, взятыми вместе. Упрощение музыкального языка не помешало Прокофьеву создать музыку в высшей степени свежую, новаторскую: виолончельные сочинения (для Ростроповича он создаст еще Симфонию-концерт с оркестром) принадлежат к вершинам вершин его позднего творчества.
Вторая виолончельная соната Феликса Мендельсона-Бартольди посвящена графу Матвею Виельгорскому, меценату, одной из заметнейших фигур российской музыкальной жизни XIX столетия. Ученик знаменитого Бернхарда Ромберга, Виельгорский был и хорошим виолончелистом: Роберт Шуман, во время пребывания в Петербурге слышавший исполнение им сонат Мендельсона, в дневнике отметил, что Виельгорский играет, как настоящий артист.
В сонате отражаются грани стиля зрелого Мендельсона. Первая часть сонаты напоминает об «итальянских» страницах его музыки. Таинственный колорит скерцо, подчеркнутый использованием pizzicato у виолончели, несомненно, связан с создававшейся в это же время музыкой ко «Сну в летнюю ночь». Возвышенное Adagio, где виолончели поручен речитатив – своеобразное посвящение Баху, перед искусством которого Мендельсон преклонялся. Завершает цикл виртуозный, жизнерадостный финал.
© Мариинский театр, 2015/Владимир Хавров

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход