Санкт-Петербург, Мариинский-2

Пиковая дама


опера Петра Чайковского

Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках
 
К 175-летию Петра Чайковского

Исполнители

Герман – Михаил Векуа
Граф Томский – Роман Бурденко
Князь Елецкий – Владимир Мороз
Графиня – Елена Витман
Лиза – Татьяна Павловская
Полина – Екатерина Сергеева

Мировая премьера: 7 декабря 1890 года, Мариинский театр
Премьера постановки: 27 мая 2015 года


Продолжительность спектакля 3 часа 55 минут
Спектакль идет с двумя антрактами

Возрастная категория 12+

Авторы и постановщики

Музыка Петра Чайковского
Либретто Модеста Чайковского по повести Александра Пушкина

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Алексей Степанюк
Художник-постановщик – Александр Орлов
Художник по костюмам – Ирина Чередникова
Художник по свету – Александр Сиваев
Главный хормейстер – Константин Рылов
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева
Хореограф – Илья Устьянцев

Краткое содержание

Действие первое
Картина первая. Солнечный весенний день в Петербурге. Летний сад заполнен гуляющими. Сурин и Чекалинский, известные в столице игроки в карты, обсуждают странную перемену в поведении и характере одного из своих знакомых – Германа. Он стал угрюм, молчалив, ночи напролет проводит у карточного стола, но в игру не вступает. Графу Томскому, который тоже удивлен мрачным настроением своего приятеля, Герман признаётся – он влюблен! Влюблен в девушку из знатной и богатой семьи, и ему, бедному офицеру, она «принадлежать не может».
Тем временем князь Елецкий принимает поздравления: с этого дня он – счастливый жених. Его радость вызывает у Германа невольную досаду. В саду появляется старая Графиня в сопровождении Лизы. Елецкий обращается к Лизе, своей невесте, со словами восхищения. А Герман узнаёт в ней ту, которую он любит, и, как он теперь понимает, любит безнадежно.
Томский рассказывает приятелям анекдот про Графиню, кого молва нарекла Пиковой дамой. В молодости красавица Графиня страстно любила карточную игру, и однажды при крупном проигрыше ей назвали три карты. Поставив на них, она выиграла три раза кряду. Тайну эту Графиня открыла уже двоим, а от третьего – ей предсказана смерть. На Германа анекдот Томского произвел глубокое впечатление. Однако более всего ему не дает покоя мысль о счастливом сопернике. Начинающаяся гроза лишь обостряет его чувства: «Мне буря не страшна! Во мне самом все страсти проснулись с такой убийственною силой, что этот гром – ничто в сравненье… Она моею будет, иль умру!»

Картина вторая. Вечером, в день помолвки Лизы, в ее комнате собрались подруги. Печаль и грусть Лизы не могут рассеять ни ее любимый романс, исполненный Полиной, ни веселая плясовая. Оставшись одна, Лиза наконец осмеливается признаться себе самой, в чем причина ее смятения: ее с неодолимой силой влечет к Герману. «Вся моя душа во власти его!»
Внезапное появление Германа ошеломляет Лизу. Герман просит выслушать его. Понимая, что надежды на счастье больше нет, он решил проститься и уйти навсегда, умереть.
Его страстное и нежное признание в любви пробуждает в душе Лизы ответный порыв. Но раздается стук в дверь. Герман едва успевает спрятаться, как появляется встревоженная громкими голосами Графиня. Лизе удается успокоить ее и увести.
Герману, находящемуся еще под впечатлением от объяснения с Лизой, появление Графини кажется ужасным: «Могильным холодом повеяло вокруг! О страшный призрак, смерть! Я не хочу тебя!» Жажда жизни, любви вновь охватывает Германа, он молит Лизу о сострадании, и она не в силах более противиться своему чувству.

Действие второе
Картина третья. Бал во дворце петербургского сановника. Князь Елецкий, страдая от холодности Лизы, стремится убедить ее в глубине, силе и неизменности его чувства. Однако Лиза не может более обманывать себя, она любит Германа и отказывает князю.
Германа мучает неотвязная мысль о трех картах. Ему кажется, узнай он тайну – и все преграды к счастью с Лизой будут сметены.
После представления пасторали «Искренность пастушки» Лизе удается увидеться с Германом и сказать: теперь она свободна. Она любит и ждет его. Лиза отдает Герману ключ от потайной двери, через которую он может попасть в спальню Графини, а оттуда – в комнату Лизы.
Герман потрясен: «Теперь не я, сама судьба так хочет, и я буду знать три карты!»

Картина четвертая. Спальня Графини. Появляется Герман. Он не в состоянии отвести глаз от портрета молодой Графини: «Какой-то тайной силой с тобой я связан роком. Мне ль от тебя, тебе ли от меня, но чувствую, что одному из нас погибнуть от другого».
Слышатся шаги, и Герман прячется. Приживалки вводят усталую, раздраженную Графиню и оставляют ее в одиночестве. Бал, которым она недовольна, пробудил в ней воспоминания о далекой молодости, о днях, когда она блистала на балах в Версале… Герман решается наконец обратиться к Графине. Он просит открыть тайну трех карт, умоляет подарить ему счастье, жизнь. Испуганная Графиня не в состоянии вымолвить ни слова… Теряя самообладание, Герман угрожает ей пистолетом, но вдруг обнаруживает, что Графиня мертва. Его рассудок не выдерживает.

Действие третье
Картина пятая. Герман в казарме читает письмо Лизы: она не верит, что он хотел смерти Графини, и будет ждать его на набережной до полуночи. Любовь к Лизе, сострадание к ней лишь на мгновение способны отвлечь Германа от воспоминания о мертвой старухе. Перед ним возникает призрак старой Графини. «Я пришла к тебе против воли. Но мне велено исполнить твою просьбу. Спаси Лизу, женись на ней, и три карты выиграют кряду. Запомни: тройка, семерка, туз!..»

Картина шестая. Набережная Зимней канавки. Лиза ждет Германа. Часы бьют полночь, но его всё нет. Лиза в отчаянии. Наконец появляется Герман. Вслед за Лизой он повторяет нежные и ласковые слова любви… Но – прерывает он ее – старая Графиня все-таки назвала три карты. Теперь надо спешить в игорный дом: «Там груды золота лежат, и мне – мне одному они принадлежат». Лиза не в силах удержать Германа. Ее жизнь отныне лишена смысла.

Картина седьмая. Веселятся завсегдатаи игорного дома. Томский удивлен, увидев Елецкого: прежде князь здесь не бывал. Елецкий объясняет причину своего появления в игорном доме: он ждет Германа, чтоб отомстить.
Пришедший Герман привлекает всеобщее внимание: впервые он вступает в игру. Две карты, на которые он ставит, – тройка и семерка – выигрывают. Его везение вызывает вначале удивление, а затем страх. Более никто не хочет с ним играть. Елецкий принимает вызов. Герман ставит весь свой выигрыш на третью карту. Но вместо туза в его руке – дама пик. Потрясенному Герману кажется, что он видит Графиню, она ждет его смерти. Герман умирает, и последние его мысли – о Лизе.


А я вам скажу, что любовь отнюдь не самая сильная из страстей. Страх – вот сильнейшая страсть человека. Играйте страхом, если вы хотите испытать острейшее наслаждение в жизни.

Роберт Луис Стивенсон. Клуб самоубийц


Опера «Пиковая дама» – это захватывающий музыкально-психологический триллер, отлитый по знаменитой троичной формуле «тройка – семерка – туз», 3 – 7 – 1. Все три ее действия, все семь ее картин пронизаны единой темой, мучившей Чайковского всю жизнь, – темой абсолютного зла, являющего себя как фатум и всепобедительная смерть. Герои оперы испытывают страх – и одновременно вызывают его друг у друга: «Какой он страшный», – говорит о Германе престарелая Графиня, которую, в свою очередь, картежник Чекалинский называет «страшилищем». В либретто, написанном братом композитора Модестом по ироничной светской повести Пушкина, слово «страшно» повторяется десятки раз. Вместе со страхом глубокому художественному осмыслению подвергнуты сопряженные с ним и созвучные ему категории: странность, страсть и страдание. Пограничное расстройство Германа прогрессирует до стадии необратимого безумия, личность распадается под действием маниакальной страсти, идеи фикс, обсессивного желания узнать тайну карт, постичь закономерность рока и тем самым переиграть его. Когда Герман и Графиня в оцепенении смотрят друг на друга, вспоминается знаменитый афоризм Ницше про бездну, в которую опасно всматриваться, ибо она тоже смотрит на тебя, завораживает и уничтожает. От падения в бездну может спасти только любовь: «Смерть, я не хочу тебя!» – отбивается Герман от своего наваждения, втягивая сущего ангела, Лизу, в борьбу с внутренними демонами. Но силы неравны, Лиза, как и Герман, идет по пути саморазрушения, у нее тоже есть идея фикс – пожертвовать всю себя возлюбленному, слиться с ним в сострадании («Печалюсь вашей я печалью и плачу вашею слезой»), стать его супругой-рабой. На этом пути ее ничто не остановит: «Кто б ни был ты, я все­-таки твоя!» Гигантскую амплитуду переживаний героев – от фрустрации до эйфории, от экстаза до отчаяния – передает гениальная музыка, написанная, по признанию Чайковского, «с самозабвением и наслаждением» всего за сорок четыре дня. «Пиковая дама» – драматургически безукоризненная опера-симфония, сочетающая позднеромантическую сверхэмоциональность, сочные жанровые картины и ностальгическую стилизацию музыки эпохи рококо.

Триумфальная мировая премьера предпоследней оперы Чайковского состоялась в Мариинском театре в 1890 году. Ныне в театре идет спектакль Алексея Степанюка, поставленный в 2015 году на новой сцене. Он пронизан атмосферой призрачного и величественного северного города. Сценографические лейтмотивы обыгрывают хрестоматийные приметы Петербурга: колонны, скульптуры, гранитный шар. Со строгой графикой декораций контрастируют роскошные костюмы. Из пушкинского текста постановщики заимствовали наполеоновский мотив, представив Германа как человека с безудержными амбициями, гордеца «с профилем Наполеона и душой Мефистофеля». Пытаясь компенсировать свое одиночество властью и богатством, Герман нарушает фундаментальный нравственный закон, сформулированный его современником, философом Кантом: всегда относиться к человеку как к цели, и никогда – как к средству. И все же последнее видение умирающего героя – не инфернальная Пиковая дама, а «небесное создание» – Лиза. Жизнь-игра окончена, и только проиграв всё, Герман обретает мир. Христина Батюшина


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)