Пролог
1185 год. Князь Игорь Северский во главе русского воинства из Путивля отправляется в поход против кочевников – половцев. В момент отбытия меркнет солнце. Все воспринимают затмение как роковое предзнаменование. Жена князя Ярославна молит мужа остаться. А в дружине начинается дезертирство. Двое ратников – Скула и Ерошка – сбегают к Владимиру Галицкому. Бояре и народ в смятении. Лишь Игорь уверен и непреклонен. И его твердая воля торжествует.
Действие первое
Картина первая
Много времени прошло с ухода войска, но никаких известий о судьбе князя Игоря нет. Ярославна с подругами приходят на берег реки и согласно древнему обычаю пускают по течению венки – символ любви и верности.
Картина вторая
В палатах князя Владимира Галицкого разгульная пирушка. Его челядь восхищается «подвигами» хозяина и побуждает своего владыку стать князем уже не родного Галича (откуда он был с позором изгнан), но Путивля. Среди заправил – скоморохи Скула и Ерошка. Пришедшие девушки умоляют хотя бы отпустить домой их подругу, до того похищенную и обесчещенную Галицким. Он грубо их прогоняет.
Картина третья
Ярославна отчитывает брата за недостойное поведение. Но Галицкий вовсе не думает извиняться. Он намерен отправить Ярославну в монастырь, а сам собирается занять пустующий без Игоря престол. Беды продолжаются и нарастают. Приходят бояре, принося плохие вести: войско разбито, Игорь с сыном в плену. Челядь Владимира Галицкого начинает бунт. Мощные звуки набатного колокола сзывают всех горожан на вечевую площадь: половцы уже под городскими стенами. Нужно немедленно защищать Путивль.
Картина четвертая
Половецкий стан ночью.
Князь Игорь в плену. Во сне он видит Ярославну. Она возникает в его сонной памяти сразу в нескольких обличьях и в каждом из них призывает силы природы помочь мужу. Словно бы все русские женщины именно в ее облике на мертвом поле вглядываются в лица погибших ратников.
Игорь просыпается. Крещеный половчанин Овлур предлагает ему бежать. Князь поначалу отказывается. Потом начинает колебаться. Для князя Игоря эта ночь бессонная. Но и ночной половецкий дозор не дремлет.
Действие второе
Картина пятая
Все та же ночь. Для Игоря время застыло, словно он уже сто лет находится в плену.
А Кончаковна, дочь половецкого хана, нетерпеливо ждет свидания с Владимиром Игоревичем. Молодые люди страстно любят друг друга.
Появившийся хан Кончак искренне симпатизирует князю и мечтает сделать его своим союзником. Но Игорь непреклонен и здесь. Однако следующая сцена – привод новой группы русских пленников и пленниц – его ошеломляет и заставляет задуматься.
Картина шестая
Владимир Игоревич с Овлуром и два плененных ратника уговаривают князя воспользоваться самым благоприятным моментом для побега. Вот-вот разольется Дон и станет водной стеной на пути половецкой погони. Игорь наконец соглашается и без промедления отправляется в путь вместе с Овлуром. Оставшиеся обращаются к Дону с мольбой о помощи. Голоса всего русского народа подхватывают их заклинание.
Картина седьмая
Вслед за бурей начинается наводнение. Восходящее солнце освещает бескрайнюю водную гладь.
Картина восьмая
Оставшиеся в половецком стане Владимир и Кончаковна решают не таить своих чувств перед Кончаком: либо идти под венец, либо вместе принять смерть. Кончак отдает приказание готовить свадьбу. Свадебный обряд совершается на фоне половецких песен, игрищ, плясок.
Картина девятая
Разоренная Русь. Неузнанный никем, вернулся Игорь в свой родной город. Скула и Ерошка поют для вконец спившегося Владимира Галицкого песню, язвительно насмехаясь над князем Игорем. И тут внезапно узнают его. Понимают, что им грозит казнь как дезертирам и предателям. Но все же находят выход: устраивают колокольный трезвон, чтобы созвать народ и первыми сообщить людям радостную весть. Однако горожане, измученные бесконечными несчастьями, долго не появляются. Лишь спустя время начинает приближаться некое шествие: то ли просто толпа погорельцев с детьми, то ли тихое молитвенное движение к разрушенной церкви. В такой обстановке и встречаются Игорь с Ярославной.
Эпилог
Поход окончен. Теперь нужно все самое главное из происшедшего правдиво отразить в летописном повествовании – в «Слове о полку Игореве». А конкретные детали – они уходят в дымку истории.