Санкт-Петербург, Мариинский театр

Каменный цветок


балет Сергея Прокофьева

К 125-летию С.C. Прокофьева
К 90-летию Юрия Григоровича

Исполнители

Данила – Андрей Ермаков
Катерина – Екатерина Осмолкина
Хозяйка Медной горы – Виктория Терёшкина
Северьян – Юрий Смекалов

Премьера балета Сергея Прокофьева в хореографии Леонида Лавровского – 12 февраля 1954 года, Большой театр, Москва
Премьера балета в хореографии Юрия Григоровича – 22 апреля 1957 года, Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)
Премьера возобновления в Мариинском театре – 6 декабря 2016 года


Продолжительность 2 часа 10 минут
Спектакль идет с одним антрактом

Возрастная категория 6+

Авторы и постановщики

Музыка Сергея Прокофьева
Либретто Миры Мендельсон-Прокофьевой и Леонида Лавровского в редакции Юрия Григоровича по мотивам уральских сказов Павла Бажова «Малахитовая шкатулка»
Хореография Юрия Григоровича
Художник – Симон Вирсаладзе
Художник по свету – Алексей Перевалов
Художник по возобновлению – Михаил Сапожников
Художник-технолог по возобновлению костюмов – Елена Нецветаева-Долгалева

Краткое содержание

Уральский мастер-камнерез Данила мечтает создать малахитовую чашу невиданной красоты, воплотить в камне прелесть живого цветка.

В деревне празднуют помолвку Данилы и Катерины. Появляется незваный гость – барский приказчик Северьян: он требует заказанную Даниле малахитовую чашу. Неудовлетворенный своей работой мастер отказывается ее отдать. Взбешенный неповиновением приказчик замахивается плеткой, но между ним и Данилой встает Катерина. Забыв о чаше, Северьян пытается обнять приглянувшуюся ему девушку.

Все расходятся. Данила остается наедине со своими думами. От старых мастеров он знает: тайной камня владеет Хозяйка Медной горы, хранительница подземных сокровищ, и пока Данила не проникнет в эту тайну, не будет ему покоя. Являясь Даниле то ящерицей, то «малахитовой девкой», Хозяйка Медной горы заводит его в свое царство, и камни оживают перед глазами мастера: переливаясь огнями, сверкают самоцветы, распускается каменный цветок – мечта Данилы.

 

Хозяйка Медной горы открывает перед Данилой все новые и новые секреты своих владений. Она полюбила талантливого творца и не хочет расставаться с ним. Чтобы удержать гостя навсегда, Хозяйка решает сделать его своим горным мастером.

Тем временем Катерина тоскует в ожидании суженого, которого нет уже несколько дней. Северьян издевается над ней – «ни невеста, ни замужница», и пытается силой добиться ее любви. Катерина прогоняет приказчика и решает идти на поиски Данилы.

Разыскивая любимого, Катерина попадает на ярмарку и вновь сталкивается с Северьяном и его обережными, кутящими среди цыган. Приказчик пытается увести Катерину с собой, но народ заступается за нее. Катерина убегает, а перед Северьяном возникает незнакомка, которая пристально на него смотрит. Под ее взглядом Северьян не может оторвать ног от земли. Собрав все свои силы, приказчик срывается с места и бежит за незнакомкой, а она манит его за собой все дальше и дальше. Лишь оказавшись на Змеиной горке, Северьян понимает, что перед ним Хозяйка Медной горы. Он молит ее о пощаде, но она непреклонна – Северьян проваливается под землю.

На Змеиную горку приводят поиски и Катерину: сердце подсказывает ей, что Данила где-то близко. Она зовет его. На зов откликается Хозяйка. Девушка бросается к ней и молит вернуть суженого. Любовь, верность и бесстрашие девушки трогают Хозяйку – она отпускает Данилу. Катерина и Данила возвращаются к людям.


Петербургский балет живет легендами. О них вспоминают, ими гордятся, их стараются вернуть к жизни. «Каменный цветок» – одна из них, легенда с почти 60-летней историей.

Для создателей этого балета поставленный в 1957 году «Каменный цветок» остался в памяти лучом света, света первых серьезных творческих побед. У Юрия Григоровича это была первая крупная постановка в театре, да еще и на русскую тему, на музыку любимого Прокофьева. А кроме того именно в этой работе сложился творческий тандем с художником Симоном Вирсаладзе, на долгие годы определивший их взаимный успех. Первым исполнителям, совсем молодым и известным тогда лишь в балетных кругах Ирине Колпаковой, Алле Осипенко, Александру Грибову и Анатолию Гридину, «Каменный цветок» сделал имена. Они впервые стали создателями ролей – не интерпретаторами давно существующих текстов, а сочинителями образов. Придуманные персонажи раскрыли их индивидуальности, об артистах заговорили. Да и в контексте истории русского балета «Каменный цветок» оказался лучом света – шагом прочь из нетанцевальности драмбалета. Сегодня с высоты прошедших лет это очевидно. А тогда в 1957-ом никаких революций никто намеренно не готовил, просто молодой хореограф и молодые артисты делали то, что им было интересно, а их интересы отличались от предпочтений поколения 1930-1940-х.

«С большим теплом вспоминаю я те часы, когда вместе с главными исполнителями мы почти не выходили из репетиционного зала, – писала репетитор нового балета Татьяна Вечеслова, – да и весь наш досуг был наполнен мыслями о спектакле. ‹…› Времени не хватало – для работы, разговоров, споров»*. Для только что закончившей танцевать Вечесловой «Каменный цветок» стал первым репетиторским опытом, у нее тоже этим балетом начинался новый путь. Для художника Вирсаладзе спектакль по сказкам Бажова стал новой страницей творческой географии. Готовясь к постановке, они с Григоровичем ездили на Урал, и грузин Вирсаладзе открывал для себя не привычную ленинградскую, а деревенскую, народную Россию.

Эта общая увлеченность поиском нового, помимо таланта каждого из создателей, стала одной из составляющих легенды. А легендой «Каменный цветок» очень скоро сделал его успех. Вдохновляющая похвала за «симфоническое повествование» от мудрого старшего наставника, авторитетнейшего хореографа Федора Лопухова, когда-то этот симфонизм в танце в своих постановках искавшего. Отзыв о «согласии, гармоничном слиянии музыки, хореографии и декорационного оформления» от композитора Дмитрия Шостаковича, не понаслышке знавшего, что такое работа с балетом. Обширную коллекцию похвал пополнили и впечатления режиссера Юрия Завадского. Удостоиться высоких оценок первых лиц профессии удается далеко не каждому новичку, а Григоровича «Каменный цветок» привел в Большой театр – уже в 1959 году спектакль был перенесен в главный театр страны. В Ленинграде, если верить сухим цифрам театральной статистики, в течение тридцати лет «Каменный цветок» оставался одним из самых посещаемых спектаклей, с 1957 по 1991 год его исполнили 191 раз. Вплоть до начала 1990-х легенда вдохновляла все новых и новых исполнителей.

А для артистов поколения 2010-х, знающих о «Каменном цветке» лишь по рассказам и красивым старым фотографиям на школьных стенах, сегодня само имя Григоровича – легенда, синоним громкой славы советского балета. Замечания, да и просто присутствие в зале человека, лично знакомого со Стравинским, видевшего на сцене танцующего Баланчина, слушавшего рассказы Лифаря о постановке «Блудного сына» – это возможность прикоснуться к легенде. Ольга Макарова

* Вечеслова Т. Я – балерина. Л.-М.: Искусство, 1964. С.239.


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)