Пролог
Двор Новодевичьего монастыря.
1598 год. Умер царь Федор Иоаннович, не оставив наследника. Фактически правителем при Федоре был Борис Годунов, проявивший незаурядную государственную мудрость. Он пытался занять трон, но бояре, превосходившие Годунова знатностью, решительно воспротивились этому, распустив убийственную для него молву, что по его приказу был убит в Угличе царевич Димитрий, младший сын и законный наследник царя Ивана Грозного.
Желая достичь своего, Борис якобы устранился от власти, удалившись с семьей в Новодевичий монастырь; сторонники же Годунова согнали сюда народ «просить Бориса на царство». Народ, проявляя безразличие, нехотя повинуется.
Думный дьяк Щелкалов объявляет, что Борис непреклонен. Однако патриарх и приближенные бояре Годунова все же «умолили» его занять опустевший трон. Пристав оглашает боярский указ: «Заутра быть в Кремле и ждать там приказаний».
Площадь в Московском кремле.
В соборе венчают Годунова на царство. Борис достиг всего, чего тайно желал, но… «Скорбит душа, какой-то страх невольный зловещим предчувствием сковал мне сердце». Царя Бориса обступает «ликующий народ».
Действие первое
Келья Пимена в Чудовом монастыре.
«Еще одно, последнее сказанье – и летопись окончена моя…»
Молодой чернец Григорий просыпается от тревожного сна: уже в третий раз видится ему, как поднимается он по крутой лестнице, смотрит с высоты на Москву и вниз. «И стыдно мне, и страшно становилось…»
Григорию не дает покоя его прозябание в монастыре. Он страстно завидует молодости Пимена, богатой событиями. С особым интересом расспрашивает Григорий о смерти царевича в Угличе. «Он был бы твой ровесник и царствовал», – отвечает Пимен.
Строки летописи Пимена об убиении царевича по повелению Бориса Годунова – наводят Григория на дерзкую мысль.
Корчма на литовской границе.
Вместе с бродягами Варлаамом и Мисаилом сюда приходит убежавший из монастыря Григорий. От хозяйки корчмы он узнаёт, как пробраться в Литву, минуя заставы.
Нагрянувшие приставы – в надежде поживиться – «с пристрастием» допрашивают старцев: кто они да откуда. Желая запугать их, приставы достают указ о поимке «еретика Гришки Отрепьева». Чтобы не выдать себя, Григорий берется прочитать указ и называет приметы Варлаама вместо своих. Возмущенный Варлаам сам по слогам читает указ. Григорий спасается бегством.
Действие второе
Терем в Московском кремле.
Царевна Ксения оплакивает умершего жениха, царевич Феодор занят картой Руси.
В своей семье Борис Годунов и добр, и ласков. Но не уйти ему от тяжких дум: «Достиг я высшей власти. Шестой уж год я царствую спокойно. Но счастья нет моей измученной душе…».
Узнав от князя Шуйского о появлении в Литве самозванца под именем царевича Димитрия, Годунов теряет самообладание. Он требует, чтобы Шуйский подтвердил смерть маленького Димитрия в Угличе. Подробный рассказ князя – пытка для Бориса.
Действие третье
Польша. Замок сандомирского воеводы.
Григорий Отрепьев, объявивший себя спасенным царевичем Димитрием, встретил здесь Марину Мнишек – кокетливую, тщеславную, избалованную панну.
Иезуиту Рангони необходимо выполнить поручение римского папы, тайным посланником которого он является. Чтобы проникнуть в русские земли, обратить Московию в католическую веру, ему нужен союз Марины Мнишек и Самозванца. Однако Марина и сама мечтает стать русской царицей. Ей удается распалить и без того обостренное честолюбие Самозванца.
Действие четвертое
Площадь перед собором Василия Блаженного в Москве.
В ожидании окончания службы в соборе, где предают анафеме Гришку Отрепьева и провозглашают вечную память царевичу Димитрию, народ оживленно обсуждает слухи о том, что царевич спасся и войско его уже под Москвой.
Начинается царское шествие. Народ молит, требует: «Хлеба! Хлеба! Хлеба голодным!»
Юродивый возникает на пути царя. Их встреча – еще одна рана душе Годунова: «Нельзя молиться за царя Ирода…»
Ночь. Грановитая палата Московского кремля.
Чрезвычайное заседание Боярской думы: войско Самозванца грозит Москве.
Бояр смущает весть Шуйского о болезни царя. Борис – во власти суеверий, подозрений и страхов.
Ему – измученному, исстрадавшемуся – предлагает Шуйский выслушать рассказ Пимена о чудесном исцелении слепого старца над могилой святого Димитрия.
Борис более не в силах владеть собой. Предчувствуя кончину, он зовет сына и наказывает ему: «Соблюдай ты чистоту свою, Феодор, в ней мощь твоя и сила, и разума крепость, и спасенье…»
Царь Борис умирает.
Под Кромами.
В ожидании Лжедмитрия собралась огромная людская сила.
Народ хочет расправиться с боярином Хрущёвым – слугой царя Бориса. Подстрекаемые рассказами Варлаама и Мисаила о кознях и злодействах на Руси, люди готовы «опрокинуть» сатанинский престол, свергнуть неправедную власть цареубийцы Бориса. Народ славит Димитрия. Но появление Самозванца предваряют его советники-иезуиты (он тайно принял католичество). Народ готов расправиться и с ними, «ворóнами проклятыми».
Лжедмитрий провозглашает себя царем, обещает всем милость и защиту. О горькой судьбе Руси плачет Юродивый.