Санкт-Петербург, Концертный зал

Евгений Синайский (фортепиано) и Ася Фатеева (саксофон)


В ПРОГРАММЕ:
Лучано Берио
Секвенция VII b для саксофона

Сезар Франк
Соната ля мажор, FWV 8

Камиль Сен-Санс
Соната для гобоя и фортепиано (переложение для саксофона и фортепиано)

Эрвин Шульгоф
Hot-Sonate для саксофона и фортепиано

Астор Пьяццолла
«Зима» и «Весна» из цикла «Времена года в Буэнос-Айресе»


Исполняют Евгений Синайский (фортепиано) и Ася Фатеева (саксофон)

О концерте

Четырнадцать секвенций Лучано Берио для различных струнных и духовых инструментов соло, среди которых оказался человеческий голос, появились между 1958-м и 2002 годами. Некоторые из этих виртуозных пьес оказались так востребованы исполнителями, что были переложены для других инструментов или для исполнения с оркестром. При желании их тоже можно трактовать как этюды на новейшие виды техники. Выбор названия, означающего «ряд, последовательность», Берио объяснил тем, что каждая его секвенция построена как последовательность «гармонических полей», из которых вырастают прочие музыкальные средства.
Анна Булычёва

Скрипичная соната Сезара Франка, наряду с фортепианным квинтетом и струнным квартетом, принадлежит к триаде камерных ансамблей, созданных композитором в последнее десятилетие жизни. Все три произведения признаны выдающимися образцами французской камерной музыки.
Рукопись сонаты Франк преподнес как свадебный подарок ее первому исполнителю, знаменитому бельгийскому скрипачу Эжену Изаи. Соната Франка стала одним из любимых произведений Изаи и вошла в репертуар многих известных скрипачей. Четырехчастная форма цикла напоминает о структуре баховских сонат. Как и у Баха, цикл начинается с умеренно медленной части. Обращение к речитативу в третьей части и к полифоническим формам в финале также заставляет вспомнить о принципах барокко, но богатая хроматизированная гармония отсылает к позднеромантическому стилю.
Первая же музыкальная мысль сонаты – красочный мажорный нонаккорд, звучанием которого Франк словно любуется, не спеша разрешать его в устойчивое созвучие, – протягивает нить к будущим поискам в гармонии Дебюсси. В сонате ярко проявился принцип «циклического тематизма», при котором все части связаны одним мотивом. Этот принцип Франк применял и в своей симфонической музыке. Здесь таким элементом служит интонация восходящей терции, возникающая в самом начале первой части у фортепиано, а затем у скрипки.
Партия скрипки была впоследствии переложена для различных инструментов.
Владимир Хавров

В последний год жизни Камиль Сен-Санс продолжал активно сочинять. Кроме вокальных и фортепианных пьес, он написал три сонаты для духовых инструментов – гобоя, кларнета и фагота. «Я использую последнюю энергию, чтобы расширить репертуар для этих инструментов, которыми часто пренебрегают»,  – писал композитор одному из друзей.
Работа над сонатами началась в Алжире в начале 1921 года и была закончена в апреле в Париже. Соната для гобоя и фортепиано соч. 166 – первая и самая краткая из трех. Сочинение посвящено другу композитора Луи Басу, который и стал его первым исполнителем.
Соната состоит из трех частей, но последовательность темпов не классическая. Вместо сочетания крайних быстрых и средней медленной частей, Сен-Санс использует постепенное нарастание скорости движения. Соната открывается изящным пасторальным Andantino, речитатив Ad libitum подводит ко второй части Allegretto, написанной в ритме жиги. Энергия финального Molto allegro напоминает о ранних сочинениях композитора.
Соната также исполняется в переложении для саксофона и фортепиано.

Эрвин Шульгоф – чешский композитор еврейского происхождения. Его творческая жизнь представляет собой своеобразную стилистическую одиссею: начав с романтизма, он испытал влияние экспрессионизма, дадаизма и, под конец жизни, – социалистического реализма. Прокоммунистические симпатии сыграли роковую роль в жизни композитора: на второй день войны между Германией и СССР он был арестован и вскоре умер в концентрационном лагере.
Hot-Sonate была написана в 1930 году, в период увлечения джазом. Соната впервые прозвучала в рамках программы Берлинского радио 10 апреля 1930 года. Шульгоф исполнял фортепианную партию, а саксофонист лондонского ансамбля Savoy Orpheans Билли Бартон играл на саксофоне.
Соната стала одним из самых популярных сочинений Шульгофа и была опубликована в том же году издательством Schott. Сочинение насыщено ритмами, гармониями, интонациями джаза, но не содержит отсылок к конкретным жанрам. Шульгоф даже не стал давать темпы частей, ограничившись указанием на метроном.
Екатерина Юсупова

Сюита Астора Пьяццоллы «Времена года в Буэнос-Айресе» сложилась по счастливому стечению обстоятельств. В 1965 году было написано «Лето в Буэнос-Айресе», для спектакля по пьесе Альберто Муньоса «Золотые волосы». В 1969–1970 годах Пьяццолла постепенно добавил «Осень», «Весну» и знаменитую «Зиму». Четыре времени года в южном полушарии опрокинуты: зима жаркая, лето холодноватое. Весна и осень выражены неярко, да и вообще аргентинские сезоны отличаются друг от друга не так сильно, как отличаются двенадцать месяцев в нашем климате – и в музыке Чайковского. Все же «Времена годы» Пьяццоллы у нас прижились, как родные. Эти танго, то меланхоличные, то агрессивные, полны романтики. В них есть герой, сильные эмоции и ощущение свободной импровизации – все, как в цыганской традиции. При этом у сочинений Пьяццоллы хороший «запас прочности», непростая композиторская техника, замешанная на классике и джазе. Пьяццолла написал эти танго для своего квинтета, а играют их самыми разными составами, но обычно лидерство за струнными инструментами.
В свое время стиль «новое танго» на родине композитора восприняли в штыки. Сегодня танго и бандонеон (разновидность гармони, с которой Пьяццолла объехал весь мир) стали символами Аргентины, потеснив гаучо, пончо и пампасы.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход