«Оберон» Карла Марии фон Вебера – завершение великолепной оперной триады, созданной композитором в 1820-е годы. Слава автора «Вольного стрелка» и «Эврианты» к этому времени распространилась по всей Европе, и неудивительно, что свое внимание на него обратил британский импресарио Чарлз Кембл, сотрудничавший с театром «Ковент-Гарден». Получив заказ, композитор с интересом взялся за работу и даже стал старательно изучать английский язык, чтобы лучше понимать тонкости либретто. Тяжело больной туберкулезом и знавший, что жить ему оставалось недолго, Вебер все же успел завершить партитуру оперы и стать свидетелем ее триумфальной премьеры, которой дирижировал сам. Композитор умер всего через два месяца, но «Оберон» на несколько десятилетий остался одним из самых репертуарных спектаклей европейских театров. В наши дни эта опера ставится лишь изредка, однако увертюра к ней, еще на лондонской премьере вызвавшая восторг публики, получила самостоятельную жизнь как эффектный концертный номер. Написанная необычайно быстро, всего за три дня, увертюра концентрирует в себе все образные сферы, столь привлекавшие композиторов романтической эпохи: картины природы, романтику ночной поры, наконец, мир фантастики, который показан здесь не мистически-мрачным, но светлым. Еще одна составляющая драматургии «Оберона» – тема героического средневекового рыцарства и благородной любви, открытая Вебером в предыдущей опере, «Эврианте». Трехзвучный мотив валторны, которым открывается увертюра и который проходит через всю оперу, – волшебный рог короля эльфов Оберона, пробуждающий духов и помогающий главному герою, рыцарю Гюону, пройти все странствия, благополучно справиться с испытаниями и обрести счастье.
Блестящая, полная жизни увертюра, восхищавшая Берлиоза и Шумана, протягивающая нити к «Сну в летнюю ночь» Мендельсона, – одна из ярких страниц музыкального романтизма.
Владимир Хавров
Всегда предельно искренний в своей музыке Чайковский создавал Четвертую симфонию в один из самых критических периодов жизни, после которого у него остались «общие воспоминания о страстности, жуткости испытанных ощущений». Впечатления от неудачной женитьбы и скорого развода усилили общее разочарование и неуверенность композитора в себе. Острота личных переживаний сделала сочинение симфонии неимоверно трудным процессом, потребовавшим почти года напряженной работы (для сравнения – оперу «Пиковая дама» Чайковский создал вчерне за 44 дня). В результате родилось произведение, в котором с небывалой силой запечатлелась извечная проблема человечества – неравная борьба индивидуума с внешними обстоятельствами, безразличными к его желаниям и надеждам. Уже во вступлении к симфонии, во время звучания грозной темы фатума, Чайковский представляет обстоятельства так, что становится понятно: победа одинокой человеческой воли невозможна, «пристани нет...плыви по этому морю, пока оно не схватит и не погрузит тебя в глубину свою». Музыкальное развитие первой части отражает смену естественных психологических реакций на осознание неизбежности рока: тоску, смятение, доходящее до отчаяния, и, наконец, попытку забыться, уйти от проблемы в мир безмятежных иллюзий. Все большее отстранение от конфликта ощущается и в развертывании остальных частей симфонического цикла, вызвавшего у Танеева ассоциацию с «симфонической поэмой, к которой случайно присочинили три части и сделали из этого симфонию». Если во второй части еще заметны следы субъективной эмоции автора, то жанровые образы скерцо и финала уже никак не напоминают о попытках бороться с судьбой, ибо для Чайковского с самого начала очевидна тщетность этих попыток.
Марина Иовлева