Санкт-Петербург, Мариинский-2

Нос


опера Дмитрия Шостаковича

Cпектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках
 
Шестой спектакль 7-го абонемента

Исполнители

Дирижер – Валерий Гергиев
Ковалев Платон Кузьмич – Владислав Сулимский
Иван Яковлевич – Андрей Спехов
Прасковья Осиповна – Татьяна Кравцова
Квартальный надзиратель – Андрей Попов
Нос – Александр Михайлов
Доктор – Геннадий Беззубенков
Чиновник из газетной экспедиции – Илья Банник
Иван – Михаил Латышев
Ярыжкин – Михаил Макаров
Подточина Пелагея Григорьевна – Елена Витман
Дочь Подточиной – Жанна Домбровская

Мировая премьера: 18 января 1930 года, Государственный академический Малый оперный театр, Ленинград
Премьера в Мариинском театре и премьера постановки: 10 апреля 2004 года


Продолжительность спектакля 2 часа 25 минут
Спектакль идет с одним антрактом

Возрастная категория 12+

Авторы и постановщики

Музыка Дмитрия Шостаковича
Либретто Евгения Замятина, Георгия Ионина, Александра Прейса и Дмитрия Шостаковича по одноимённой повести Николая Гоголя

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Юрий Александров
Художник-постановщик – Зиновий Марголин
Художник по костюмам – Мария Данилова
Художник по свету – Глеб Фильштинский
Адаптация света на сцене Мариинского-2 – Камиль Кутыев
Хормейстеры: Константин Рылов, Павел Теплов
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева

Краткое содержание

Действие первое
1-я картина. В хмельном бреду, то ли во сне, то ли наяву, цирюльник Иван Яковлевич справляет свой ненавистный труд.
2-я картина. Иван Яковлевич и его жена Прасковья Осиповна с ужасом обнаруживают в хлебе отрезанный нос.
3-я картина. Обезумевший цирюльник пытается избавиться от преступной улики.
4-я картина. Проснувшись утром, майор Ковалёв не обнаруживает на месте собственного носа.
5-я картина. В Казанском соборе неожиданно для себя майор Ковалёв встречает свой Нос и пытается с ним объясниться.

Действие второе
6-я картина. Газетная экспедиция. Ковалёв пытается дать объявление о пропаже Носа. Безуспешно.
7-я картина. Квартира Ковалёва. Иван, лакей майора, безмятежно развлекается, отчаяние Ковалёва нарастает.

Действие третье
8-я картина. Станция дилижансов. Квартальный надзиратель инструктирует полицейских для поимки путешествующего Носа. Проходит череда отъезжающих: мать, отец и два сына, Иван Иванович и Петр Федорович, старая барыня в окружении приживалок, торговка бубликами. Внезапно появляется Нос. В суматохе его ловят.
9-я картина. Квартира Ковалёва. Квартальный приносит Ковалёву его Нос и, получив вознаграждение, исчезает. Майор тщетно пытается вернуть Нос на прежнее место. Появившийся доктор не в силах помочь Ковалёву. Ковалёв и его приятель Ярыжкин видят причиной несчастья ворожбу штабс-офицерши Подточиной, якобы пожелавшей отомстить Ковалёву за пренебрежение ее дочерью. Приятели пишут письмо Подточиной, которое передает ей лакей Иван. Иван возвращается с ответом, Ковалёв понимает, что дамы не виноваты.
10-я картина. Улица. По городу прошел слух, что у Ковалёва сбежал Нос. Страшная история взбудоражила город. Все, включая знатного купца Хозрев-Мирзу, оживленно обсуждают это событие. Неожиданно в толпе появляется майор Ковалёв: его нос красуется на своем месте.


Оперу-фантасмагорию Шостаковича ставили в России только в Ленинградском Малом оперном театре в 1930 году (то была мировая премьера) и в Камерном музыкальном театре Бориса Покровского в Москве в 1974-м. В отличие от предшественников Юрий Александров не рассматривал «Нос» как сатиру на царский режим или мещанство – его спектакль в Мариинском получил подзаголовок «Страсти по Ковалёву». Впрочем, настоящим героем спектакля оказался не Ковалёв, а именно Нос, который явился публике сразу во множестве обличий: бутафорский носик в натуральную величину, резиновое полотно в форме носа, зашитый в эластичный белый мешок танцовщик и, наконец, Нос-тенор, восстающий из гроба в виде Наполеона.
Александров признавался: «Пьеса Гоголя, великого мистификатора и в то же время великого русского страдальца, достаточно запутана. Я запутал ее еще больше». Здесь цирк, «Окна РОСТА», полицмейстер в гоголевской шинели размером с трехэтажный дом и сирин с алконостом, парящие над библейского вида толпой в Казанском соборе. Режиссер использовал тот же метод, что и в мариинском «Семене Котко» пятью годами ранее: острый гротеск, создание гипертрофированного и подчас перечащего либретто сценического действия. В сочетании с дробно-монтажной, поминутно извивающейся и искрящей партитурой Шостаковича это дало несколько избыточный результат. Стержнем столь пестрого, калейдоскопического зрелища стала сценография Зиновия Марголина – опрокинутый петербургский двор-колодец. В ключевые моменты оперы раскрывается видеозадник и действие затягивает в ошеломляющий металлический тоннель – «смесь упавшей на бок башни Татлина с урбанистическими катакомбами, населяющими американские триллеры». Богдан Королёк


Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Шостакович в Мариинском»


4 октября 2015
24 ноября 2015
21 декабря 2015
14 февраля 2016
5 марта 2016
19 апреля 2016
Нос
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)