Шестая симфония создавалась Прокофьевым в 1945–1947 годах. Первое ее исполнение состоялось 11 октября 1947 года в Ленинграде. Оркестром Ленинградской филармонии дирижировал Евгений Мравинский.
В отличие от Пятой симфонии Прокофьева, симфонии победного торжества, которую нередко сравнивают с «Богатырской» Бородина, Шестая – остродраматическое произведение, исполненное боли и страдания, скорбных воспоминаний о годах войны, раздумий о жизни и смерти. Называя ее симфонией-элегией памяти жертв Второй мировой войны, Шестую Прокофьева нередко сравнивают с Шестой Чайковского.
В центре первой части симфонии – величественное траурное шествие. Не Чайковский ли «продиктовал» Прокофьеву за сердце хватающую побочную лирическую тему из той же части? Мрачные образы войны, напоминающие «Капричос» Гойи, вторгаются в широко по-русски распетое Largo. Жизнелюбивого Прокофьева Святослав Рихтер назвал Моцартом ХХ века. Не Моцарт ли «подсказал» Прокофьеву начало финала Шестой, с его шаловливой первой темой? Но вы все время чувствуете прокофьевскую руку, ее застенчивую ласку, ее стальные мускулы, богатырскую хватку. А этот внезапный ожог в коде финала – казалось бы, игрового, жизнерадостного – печальная свирель (та же побочная тема из первой части), стальная поступь смертельных аккордов… Солнечный Прокофьев явил нам черное, обуглившееся солнце.
Иосиф Райскин
Симфония-концерт для виолончели с оркестром – это последнее крупное произведение Прокофьева, созданное при ближайшем участии Мстислава Ростроповича и посвященное великому виолончелисту. Первым воплощением музыкальной идеи произведения стал Первый концерт для виолончели с оркестром, создававшийся в 1933-38 гг. Услышав концерт в исполнении Ростроповича, Прокофьев выразил желание его переделать. Результатом радикальных и многосторонних изменений явилось, в сущности, новое сочинение. Второй концерт был впервые исполнен в 1952 году в Москве, в Большом зале консерватории. Мстислав Ростропович играл в сопровождении молодежного оркестра Московской филармонии, а за дирижерским пультом (единственный раз в своей жизни) стоял Святослав Рихтер. Однако и теперь Прокофьев не удовлетворяется достигнутым. На этот раз композитор делает сравнительно небольшие изменения в партитуре, в фактурном соотношении партии солирующей виолончели и оркестра. В окончательной редакции Прокофьев назвал свое творение Симфонией-концертом для виолончели с оркестром. Симфония-концерт Прокофьева вызвала большой интерес музыкантов и стала одним из самых из самым играемых сочинений в виолончельной литературе, наряду с концертами Гайдна, Шумана и Дворжака.
Седьмая симфония стала последним произведением Прокофьева, премьеру которого (в ноябре 1952 года) слышал сам автор. Прокофьев, переживший инсульт, а в 1948 году подвергшийся суровой критике за «формализм», смог, не изменяя своему стилю, создать музыку ясного и светлого характера, достоинства которой признали даже критики композитора. Написанная по заказу детской редакции Всесоюзного радио, Седьмая симфония часто характеризуется как «детская музыка», о чем говорил и сам композитор, но ее содержание, конечно же, шире. Композитор обращается к традиционной четырехчастной структуре цикла с первой частью в умеренном движении. Симфонию открывает распевная минорная тема, звучащая на протяжении первой части семь раз. Распевностью отмечена и тема побочной партии, которую сменяет загадочный мотив, напоминающий о ходе часов (схожей темой завершается последняя, пятнадцатая симфония Дмитрия Шостаковича). «Музыка часов» звучит в первой части трижды, оставляя открытым вопрос ее окончания: вместо мажорного трезвучия последним аккордом неожиданно оказывается минорное. Вторая часть, играющая роль скерцо, строится на темах вальсового характера, калейдоскопически сменяющих друг друга. В медленной лирической третьей части Прокофьев использовал фрагменты собственной музыки к неосуществленному спектаклю «Евгений Онегин» Камерного театра Александра Таирова. Финал симфонии – задорный галоп, исполненный искрящегося юмора, но в его коде звучит сначала тема побочной партии первой части, а затем и «музыка часов». По замыслу композитора, на этой загадочной теме симфония завершалась, однако дирижер Самуил Самосуд попросил его добавить мажорное заключение с возвращением основной темы галопа. Сегодня выбор варианта окончания симфонии остается за исполнителями.
Владимир Хавров