Подвигнуть Йозефа Гайдна к сочинению ораторий было горячим желанием Готфрида ван Свитена, почитавшего Баха и делавшего все, чтобы пересадить на венскую почву традиции Генделя. Чтобы это желание исполнилось, понадобились два путешествия Гайдна в Англию, впечатления от исполнения «Мессии», плавания по морю и наблюдения за звездами в телескоп.
Гайдн начал сочинять «Сотворение мира» осенью 1796 года и закончил работу следующей осенью. В апреле 1798 года состоялись первые исполнения оратории, доступные только членам «Общества Взаимосвязанных» (или «Общества объединенных дворян»), которым руководил ван Свитен и куда входили буквально все тогдашние и будущие меценаты Бетховена. Только через год «Сотворение» прозвучало для широкой публики.
В трех частях оратории Гайдн ведет слушателей от хаоса оркестрового вступления к космосу финального хора. Ход событий следует Книге Бытия – строки первых глав звучат в речитативах. Все сотворенное – будь то свет, тьма, твердь, вода, зелень, птицы небесные или гады земные – сперва находит яркое, живописное воплощение в музыке Гайдна и только затем получает имя в словах. Первая часть оратории рассказывает о первых четырех днях творения, вторая завершается появлением человека, а в третьей части Гайдн показывает Адама и Еву в саду Эдемском.
Анна Булычёва