Реквием Верди – единственное крупное сочинение итальянского мастера музыкальной драмы, созданное не в оперном жанре, – вошел в историю музыки как самое театральное воплощение традиционной церковной заупокойной службы. Его появление было связано с обстоятельствами личной жизни композитора: на рубеже 1860-70-х годов Верди пережил потерю целого ряда дорогих ему людей. Умерли один за другим его отец, близкий друг и сотрудник – либреттист Пиаве, гениальный соотечественник, предшественник в опере Россини. Завершила этот скорбный список смерть поэта и писателя Алессандро Манцони, бывшего для Верди «образцом добродетели и патриотизма», личность и творчество которого композитор глубоко уважал.
Кончина Манцони и послужила непосредственным поводом для создания Реквиема. «Я глубоко опечален смертью нашего Великого Человека! – писал Верди на следующий день. – Я приеду посетить его могилу с тем, чтобы предложить нечто, дабы почтить его память». Этим грандиозным памятником стала заупокойная месса, впервые исполненная в годовщину смерти Манцони 22 мая 1874 года в миланском соборе св. Марка под управлением самого автора. Через несколько дней Реквием был повторен с огромным успехом в театре «Ла Скала», а затем – в Париже, Вене, Петербурге и других городах.
Традиционную структуру католической службы Верди насытил чисто романтической экспрессией. По стилю Реквием примыкает к «Аиде», над которой композитор работал параллельно. Родственный круг музыкальных образов, отличающихся подчеркнуто яркой и выпуклой обрисовкой, музыкально-театральные формы (ариозо, дуэты, трио, квартеты) сообщают сочинению черты оперной выразительности. Благодаря этому Реквием занял прочное место в репертуаре театральных и концертных залов.
Верди разделил канонический служебный текст на 7 частей.
№1 Requiem aeternam (Вечный покой) выполняет роль пролога. Голоса хора вполголоса произносят слова молитвы. Горестные вздохи перерастают в кроткую, просветленную мелодию. Ее проникновенному звучанию контрастирует мужественный, энергичный эпизод Te decet hymnus (Тебе подобает гимн). Kyrie eleison (Господи помилуй) начинается широкой свободной фразой тенора, к которому постепенно присоединяются другие солисты и хор. Спокойное, умиротворенное заключение номера особенно подчеркивает трагический характер следующей части.
№2 Dies irae (День гнева) – главный, наиболее конфликтный и широко разработанный номер. Мрачная поэзия средневекового гимна, написанного в эпоху, когда эпидемии чумы уносили десятки тысяч человеческих жизней, вдохновила Верди на создание эффектной живописной картины Страшного суда. Основная тема этого номера будет неоднократно возвращаться на протяжении сочинения, выполняя функцию своеобразного memento mori. Составляющие эту часть эпизоды более всего напоминают оперные сцены. Tuba mirum (Труба дивная) вырастает из музыки Dies irae и не уступает ей по силе. Начинается развернутым симфоническим вступлением: грозные фанфары звучат все ближе на фоне барабанной дроби. Не отзвуки ли это многочисленных европейских революций XIX века, франко-прусской военной кампании 1870-71 годов, ставшей «репетицией» Первой мировой? В момент наивысшего напряжения вступает сурово-величественная фраза хора, которая обрывается резко и неожиданно, сменяясь приглушенным, замирающим соло баса в ритме похоронного марша.
Если до этого номера были преимущественно хоровые, то далее на первый план выходят солисты, создавая галерею человеческих образов, по-разному реагирующих на жизненные испытания. Подлинной жемчужиной второй части становится печально умиротворенный квартет с хором Lacrymosa (Слезная). Этот заключительный эпизод с мелодией удивительной красоты – один из самых проникновенных в музыке Верди.
В трех последующих частях господствует светлая атмосфера. №3 Offertorio (Приношение даров) представляет собой декоративно созерцательный квартет солистов. №4 Sanctus (Святой) – гигантская мастерски построенная полифоническая пьеса, воспевающая пафос созидания. №5 Agnus Dei (Агнец Божий) – сдержанный, отрешенный дуэт женских голосов, вариации в старинном стиле на необычную тему в духе средневекового церковного песнопения.
В сравнительно небольшом №6 Lux aeterna (Вечный свет), построенном на контрасте света и тьмы, постепенно возвращаются настроения первой части. №7 Libera me (Освободи меня, Господи) – грандиозный по своим масштабам эпилог Реквиема. Он открывается страстным, выразительным речитативом солистки; затем проходят основные темы Dies irae и Requiem aeternam. Однако Верди не заканчивает свое сочинение традиционной молитвой о вечном покое. Реквием завершает монументальная фуга с темой героического, волевого характера, которая звучит как гимн мужеству, силе человеческого духа.
Надежда Кулыгина