Страсти – традиционный для протестантской и католической церквей омузыкаленный и исполненный по ролям рассказ о последних трех днях жизни Христа – от Тайной вечери до положения во гроб. Ко времени Баха этот жанр приобрел значительное сходство с ораторией, стал иметь вид композиции для солистов, хора и оркестра и содержать такие номера, как, например, арии. Часто ораториальные страсти содержали не только евангельский текст или вообще целиком были написаны на специально сочиненное либретто. Так, для «Страстей по Матфею» Бах воспользовался текстом немецкого поэта Пикандера (псевдоним Кристиана Фридриха Хенрици), где тот объединил отрывки из Евангелия от Матфея, строфы протестантских хоралов (духовных песен XVI–XVII веков) и свободные «мадригальные» стихи – целый кладезь духовной поэзии!
Сочинение «Страстей» диктовалось непосредственными обязанностями Баха, кантора лейпцигской церкви св. Фомы. Практическими соображениями объясняется и использование двух хоров, двух оркестров и двух групп солистов – музыканты должны были быть разделены в пространстве таким образом, чтобы звук шел с разных сторон, создавая «эффект присутствия».
Сложнее объяснить сложную, многоплановую композицию «Страстей по Матфею»: они включают в себя непосредственный рассказ Евангелиста, прямую речь Иисуса, апостолов, первосвященников, лжесвидетелей – даже реплика безымянной жены Пилата запечатлелась на страницах баховской партитуры. Композитор как будто обозревает события с разной высоты, то погружая слушателя в гущу происходящих событий, то предлагая комментарий к ним в ариях и, наконец, возвращая в пространство церковной службы протестантскими хоралами, мелодии которых были неотъемлемой частью любого богослужения. Два больших хора обрамляют «Страсти по Матфею» подобно прологу и эпилогу; рассказ о каждом событии завершается арией. Каждая из них – шедевр, достаточно назвать арию альта Erbarme dich (Помилуй, Господи), звучащую в момент раскаяния Петра.
Анна Булычёва