Санкт-Петербург, Мариинский-2

Мендельсон. Моцарт. Пуленк. Бетховен


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Артур Юссен и Лукас Юссен (фортепиано)

Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Валерий Гергиев


В ПРОГРАММЕ:
Феликс Мендельсон
Увертюра и скерцо из музыки к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь»

Вольфганг Амадей Моцарт
Концерт для двух фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор, KV 365

Франсис Пуленк
Концерт для двух фортепиано с оркестром

Людвиг ван Бетховен
Симфония № 3 ми-бемоль мажор «Героическая», соч. 55

О концерте

Концерт для двух клавиров с оркестром Моцарт сочинил не позднее 1779 года, в 1780 году концерт был издан Иоганном Андрэ в городке Оффенбахе. От пианистов в этом концерте требуется абсолютное взаимопонимание и желательно равенство возможностей. Моцарт будто установил для себя почти непреложное правило: что появилось в одной партии, должно появиться и в другой, отчего музыкальная форма стала размеренной, почти симметрично расчерченной. В первой части два фортепиано часто образуют самодостаточный ансамбль и словно забывают о струнной группе и шести духовых инструментах, исполняя развернутые «соло вдвоем». Оркестр напоминает о себе то мощными вступлениями tutti, то трогательными высокими нотами гобоя, после чего восстанавливается паритет.
В Зальцбурге этот концерт могла исполнять с Моцартом его сестра Наннерль. Едва обосновавшись в 1781 году в Вене, Моцарт нашел среди своих учениц новую достойную партнершу. 23 ноября он сыграл концерт ми-бемоль мажор с Йозефой Барбарой фон Ауэрнхаммер в ее доме, а 26 мая 1782 года они повторили опыт на концерте в павильоне парка Аугартен.

Концерт Франсиса Пуленка для двух фортепиано с оркестром впервые прозвучал 5 сентября 1932 года на Фестивале современной музыки в Венеции. Композитор в очень короткий срок написал это сочинение по заказу княгини де Полиньяк (Винаретты Зингер). Дирижеру и композитору Игорю Маркевичу он признался: «Хотите знать, чтобы было на пюпитре моего фортепиано в те два месяца, пока концерт созревал? Концерты Моцарта, Листа, Равеля и Ваша Партита». С Партитой Маркевича для фортепиано и малого оркестра (1931) у концерта Пуленка действительно много общего: продолжительность сочинения, моторика быстрых частей, лидирующая роль духовых в оркестре. Разительно отличаются друг от друга вторые (медленные) части – Larghetto Пуленка начинается и заканчивается в стиле Моцарта. Двойной концерт он сочинял словно не всерьез, не стесняясь сходства с Моцартом, Сен-Сансом или Маркевичем. Но временами среди пестроты стилизованных тем проступает собственная пуленковская щемящая нотка.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход