Концерт для двух клавиров с оркестром Моцарт сочинил не позднее 1779 года, в 1780 году концерт был издан Иоганном Андрэ в городке Оффенбахе. От пианистов в этом концерте требуется абсолютное взаимопонимание и желательно равенство возможностей. Моцарт будто установил для себя почти непреложное правило: что появилось в одной партии, должно появиться и в другой, отчего музыкальная форма стала размеренной, почти симметрично расчерченной. В первой части два фортепиано часто образуют самодостаточный ансамбль и словно забывают о струнной группе и шести духовых инструментах, исполняя развернутые «соло вдвоем». Оркестр напоминает о себе то мощными вступлениями tutti, то трогательными высокими нотами гобоя, после чего восстанавливается паритет.
В Зальцбурге этот концерт могла исполнять с Моцартом его сестра Наннерль. Едва обосновавшись в 1781 году в Вене, Моцарт нашел среди своих учениц новую достойную партнершу. 23 ноября он сыграл концерт ми-бемоль мажор с Йозефой Барбарой фон Ауэрнхаммер в ее доме, а 26 мая 1782 года они повторили опыт на концерте в павильоне парка Аугартен.
Концерт Франсиса Пуленка для двух фортепиано с оркестром впервые прозвучал 5 сентября 1932 года на Фестивале современной музыки в Венеции. Композитор в очень короткий срок написал это сочинение по заказу княгини де Полиньяк (Винаретты Зингер). Дирижеру и композитору Игорю Маркевичу он признался: «Хотите знать, чтобы было на пюпитре моего фортепиано в те два месяца, пока концерт созревал? Концерты Моцарта, Листа, Равеля и Ваша Партита». С Партитой Маркевича для фортепиано и малого оркестра (1931) у концерта Пуленка действительно много общего: продолжительность сочинения, моторика быстрых частей, лидирующая роль духовых в оркестре. Разительно отличаются друг от друга вторые (медленные) части – Larghetto Пуленка начинается и заканчивается в стиле Моцарта. Двойной концерт он сочинял словно не всерьез, не стесняясь сходства с Моцартом, Сен-Сансом или Маркевичем. Но временами среди пестроты стилизованных тем проступает собственная пуленковская щемящая нотка.
Анна Булычёва