Доменико Скарлатти, современник Баха и Генделя, вошел в историю музыки как автор более пяти с половиной сотен клавирных сонат. В отличие от классических и романтических сонат – крупных циклических сочинений, – у Скарлатти это одночастные, небольшие по объему пьесы. Разнообразные по настроениям и характерам, они являют собой яркий образец галантного стиля в музыке, расцвет которого пришелся на середину XVIII века. В сонатах Скарлатти встречаются как кантилена с простым сопровождением (соната K 208), так и блестящие виртуозные пассажи (соната K 24), и изящная танцевальность и меланхолия (соната K 132). Изобретательной и смелой гармонией отмечена соната K 141, где с первых тактов обращают на себя внимание резкие, красочные аккорды, напоминающие звучание гитары.
Владимир Хавров
Соната ля минор написана в тональности, которая у Моцарта встречается крайне редко, Гайдн же вообще ее избегал, считая тональностью смерти.
Соната была сочинена летом 1778 года в Париже и в 1782 году издана там же как соч. 4 № 3. Та поездка во Францию оказалась для Моцарта трагической. 3 июля на руках композитора умерла его мать.
В довершение его преследовали профессиональные неудачи. Надежды найти постоянную работу в католической стране (для Моцарта-католика это было важно) не оправдались. Французы заказывали ему музыку, исполняли ее, но… не оплачивали заказы. К тому же Моцарт не был в восхищении от французской музыки. Неудивительно, что среди других его парижских произведений возникла соната ля минор.
Первая часть Allegro maestoso написана в высоком патетическом стиле, который подчеркнут обращением в разработке к полифонии. Финальное рондо исполнено смятения. А во второй части Andante cantabile Моцарт обращается к музыке композитора, которого любил с раннего детства, – Иоганна Шоберта – и цитирует тему из его сонаты соч. 17 № 1. Шоберт умер еще в 1767 году, но Моцарт помнил его и в 1778 году в Париже задавал своим ученикам его сонаты.
Хотя соната си минор Листа посвящена Роберту Шуману, ее ближайшая музыкальная «родня» – музыкальные драмы Вагнера и симфонические поэмы самого Листа. Впервые услышав сонату, Вагнер пришел в восторг, и было от чего. Фортепианных сочинений подобного масштаба не появлялось со времен Бетховена. Более того, грандиозная соната Листа – одночастная, без перерыва она длится более получаса, и рояль звучит то как оркестр, то как орган.
Лист не дал сонате программного названия, однако нет сомнения, что она не принадлежит к сфере «чистой музыки». Непрерывное развитие трех тем, которые претерпевают разнообразные метаморфозы, превращаясь даже в свою противоположность, говорит о том, что в сонате есть «сюжет» и «персонажи». Больше всего Листа интересовали два великих сюжета – «Божественная комедия» и «Фауст», которые легли в основу двух его симфоний. Что касается двух сонат, то вторая носит название «По прочтении Данте».
Лист закончил сонату си минор в феврале 1853 года, но широкая публика услышала ее лишь в 1857-м, в исполнении Ганса фон Бюлова. В XIX веке это произведение звучало редко и по-настоящему было оценено только в ХХ столетии.
Анна Булычева