Санкт-Петербург, Концертный зал

Люка Дебарг (фортепиано)


Лауреаты XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского

В ПРОГРАММЕ:
Доменико Скарлатти
Соната ля мажор, K208
Соната ля мажор, K24
Соната до мажор, K132
Соната ре минор, K141

Вольфганг Амадей Моцарт
Соната № 8 ля минор, KV310

Ференц Лист
Соната си минор


Исполняет Люка Дебарг (фортепиано)

О концерте

Доменико Скарлатти, современник Баха и Генделя, вошел в историю музыки как автор более пяти с половиной сотен клавирных сонат. В отличие от классических и романтических сонат – крупных циклических сочинений, – у Скарлатти это одночастные, небольшие по объему пьесы. Разнообразные по настроениям и характерам, они являют собой яркий образец галантного стиля в музыке, расцвет которого пришелся на середину XVIII века. В сонатах Скарлатти встречаются как кантилена с простым сопровождением (соната K 208), так и блестящие виртуозные пассажи (соната K 24), и изящная танцевальность и меланхолия (соната K 132). Изобретательной и смелой гармонией отмечена соната K 141, где с первых тактов обращают на себя внимание резкие, красочные аккорды, напоминающие звучание гитары.
Владимир Хавров

Соната ля минор написана в тональности, которая у Моцарта встречается крайне редко, Гайдн же вообще ее избегал, считая тональностью смерти.
Соната была сочинена летом 1778 года в Париже и в 1782 году издана там же как соч. 4 № 3. Та поездка во Францию оказалась для Моцарта трагической. 3 июля на руках композитора умерла его мать.
В довершение его преследовали профессиональные неудачи. Надежды найти постоянную работу в католической стране (для Моцарта-католика это было важно) не оправдались. Французы заказывали ему музыку, исполняли ее, но… не оплачивали заказы. К тому же Моцарт не был в восхищении от французской музыки. Неудивительно, что среди других его парижских произведений возникла соната ля минор.
Первая часть Allegro maestoso написана в высоком патетическом стиле, который подчеркнут обращением в разработке к полифонии. Финальное рондо исполнено смятения. А во второй части Andante cantabile Моцарт обращается к музыке композитора, которого любил с раннего детства, – Иоганна Шоберта – и цитирует тему из его сонаты соч. 17 № 1. Шоберт умер еще в 1767 году, но Моцарт помнил его и в 1778 году в Париже задавал своим ученикам его сонаты.

Хотя соната си минор Листа посвящена Роберту Шуману, ее ближайшая музыкальная «родня» – музыкальные драмы Вагнера и симфонические поэмы самого Листа. Впервые услышав сонату, Вагнер пришел в восторг, и было от чего. Фортепианных сочинений подобного масштаба не появлялось со времен Бетховена. Более того, грандиозная соната Листа – одночастная, без перерыва она длится более получаса, и рояль звучит то как оркестр, то как орган.
Лист не дал сонате программного названия, однако нет сомнения, что она не принадлежит к сфере «чистой музыки». Непрерывное развитие трех тем, которые претерпевают разнообразные метаморфозы, превращаясь даже в свою противоположность, говорит о том, что в сонате есть «сюжет» и «персонажи». Больше всего Листа интересовали два великих сюжета – «Божественная комедия» и «Фауст», которые легли в основу двух его симфоний. Что касается двух сонат, то вторая носит название «По прочтении Данте».
Лист закончил сонату си минор в феврале 1853 года, но широкая публика услышала ее лишь в 1857-м, в исполнении Ганса фон Бюлова. В XIX веке это произведение звучало редко и по-настоящему было оценено только в ХХ столетии.
Анна Булычева

Об исполнителях

Люка Дебарг стал одним из открытий XV Международного конкурса имени Чайковского. Француз с русской фортепианной родословной (ученик Рены Шерешевской – воспитанницы знаменитого московского пианиста Льва Власенко, ныне работающей во Франции) покорил публику блестящим исполнением, а давние особые связи русской и французской культур лишь добавили интереса к личности музыканта. Дебарг с неизменным успехом выступает в России, причем не только на столичных сценах: его концерты проходили в Екатеринбурге, Иркутске и Сургуте. В Москве французский пианист играл в Большом зале консерватории, в Доме музыки и в Пушкинском музее, на фестивале «Декабрьские вечера», а в Петербурге его дважды принимал Концертный зал Мариинского театра – в июле и сентябре 2015 года. Дебарг проявляет себя и в композиторском амплуа: в декабре 2015 года в Камерном зале Московского дома музыки впервые прозвучала его Соната для виолончели и фортепиано. График Дебарга расписан на несколько месяцев вперед. Только в июне нынешнего года он даст концерты в Японии, Южной Корее, Китае, дважды выступит в Москве, затем в Перми, а из Петербурга отправится в концертный тур по городам Франции. Дебютный диск Дебарга вышел в начале 2016 года.

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход