Донна Леонора – Мария Гулегина
Дон Карлос – Владислав Сулимский
Дон Альваро – Ованес Айвазян
Прециозилла – Злата Булычёва
Падре Гуардиано – Владимир Феляуэр
Фра Мелитоне – Андрей Спехов
Мировая премьера: 29 октября 1862 года, Большой (Каменный) театр, Императорская итальянская оперная труппа
Премьера в Театре оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинском): 26 июля 1963 года (на русском языке, перевод Сергея Левика)
Премьера постановки: 7 июля 1998 года
Продолжительность спектакля 4 часа
Спектакль идет с двумя антрактами
Оперу Верди «Сила судьбы», написанную композитором специально для Петербурга, в Мариинском исполняют в максимально аутентичном виде – в первой редакции и в декорациях, созданных для премьеры 1862 года. Нет, конечно, нынешние декорации – живописные задники и кулисы, костюмы и бутафория – сделаны уже в наше время, но по эскизам Андреаса Роллера, знаменитого театрального художника XIX века, готовившего первую постановку. Десять картин, придуманных Роллером, – готические интерьеры фамильных замков, мрачные скалистые пейзажи, архитектурные фантазии на темы средневековых монастырей – высоко оценил сам Верди. Он даже подумывал, не использовать ли декорации Роллера для постановки «Силы судьбы» в Ковент-Гардене.
Внятно пересказать сюжет двадцать второй из двадцать шести опер Верди – задача не из легких. В нем есть и кровь, и любовь, и драма социального неравенства. Главная героиня, испанская аристократка Леонора, влюблена в Альваро, потомка перуанских индейцев. Оскорбленный брат Леоноры Карлос все четыре акта пытается им отомстить. Даже современники, привыкшие к запутанным романтическим либретто с высокой летальностью, считали его «великолепной чепухой» и «испанской пародией на драму» (Александр Серов). Но не пропустим определение «великолепная». Оно, безусловно, относится к музыке. Верди писал для итальянской труппы, лучших европейских певцов своего времени, ангажированных русской Дирекцией Императорских театров. Он предъявлял к голосам соотечественников самые высокие требования, безо всякой скидки на местные морозы. В «Силе судьбы» что ни вокальный номер, то шедевр. Чему отдать предпочтение? Романсу несчастной Леоноры с выразительным соло виолончели, ее арии перед монастырем или знаменитой «мелодии» в последней картине? Балладе Карлоса, его арии с виртуозной кабалеттой или же романсу Альваро с редкостным соло кларнета? Дуэту Леоноры с Альваро, двум дружеским дуэттино Альваро и Карлоса или их двум большим дуэтам – дуэлям? Как удачно распорядилась судьба, что Петербургу понадобилась своя собственная опера Верди!
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)