Санкт-Петербург, Концертный зал

Зори здесь тихие


опера Кирилла Молчанова (концертное исполнение)

Исполнители

Васков – Павел Шмулевич
Осянина Рита – Ирина Шишкова
Комелькова Женька – Екатерина Сергеева
Бричкина Лиза – Мария Баянкина
Гурвич Соня – Эмилия Аблаева

Ансамбль солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра

Продолжительность концерта 1 час 50 минут
Концерт идет без антракта

Возрастная категория 6+

Авторы и постановщики

Музыка Кирилла Молчанова
Либретто Кирилла Молчанова по одноименной повести Бориса Васильева

Ответственный концертмейстер – Зарина Джатиева
Хормейстер – Павел Теплов

Краткое содержание

Место действия – Карелия
Время действия – 1942 год и наши дни

Пролог
Туристы располагаются на привал у Легонтова озера. Один из них поет «Снова идет ночь над полями темными». Появляется солдат-ветеран, а затем четыре девушки, одетые в пилотки и шинели образца 1942 года. Одна из них обращается с призывом помнить о войне: «Пусть живые запомнят и пусть поколения знают эту взятую с боем суровую правду солдат».

Первая часть
Изба, где живут девушки-зенитчицы. Царит уютная, не армейская атмосфера, девушки поют «В небе зори загорались». Люда Ёлкина шутливо рассказывает подругам о своем знакомстве-свидании. Появляется Васков, который пытается быть суровым со своими подчиненными и напоминает им об уставе. «Понимаете? Женский пол…» – отвечают ему. Комендант, махнув рукой, уходит.
Девушки шутят и сплетничают, пока дело не доходит до перебранки. Соня, пытаясь примирить спорщиц, читает стихи – звучит «Мой любимый, мой князь, мой жених» Блока. Дальше действие развивается параллельно в комнате девушек и в избе Васкова.
Марья и комендант говорят о женской доле на войне. Полина приносит девушкам патефон. Заслышав его звуки, комендант решает пресечь шалости подопечных и направляется к девушкам.
Женька поет романс на знаменитые стихи Симонова «Жди меня». Девушки устраивают танцы под патефон. Появляется Васков, девушки смущены. Лиза, влюбленная в старшину, пытается проявить гостеприимство, Рита же напоказ настаивает на отбое: «Устав!» Все расходятся.
Женька тайком провожает Риту в город на ночное свидание.
Старшина сокрушается, что не может найти общего языка с подчиненными. Он рассказывает Марье о предательстве своей жены и смерти ребенка: «тут и вовсе забыл, как люди смеются». Вбегает Рита и сообщает о замеченных в лесу немцах. Васков объявляет тревогу. Он придирчиво осматривает поднятых по тревоге бойцов и отбирает троих из них. В разведку пойдут Женька, Лиза и Соня. Действие завершается проводами девушек.

Вторая часть
На берегу Легонтова озера Васков, обходя по очереди наблюдательные позиции, ближе знакомится с каждой из девушек. Доверительные беседы со старшиной перемежаются воспоминаниями героинь о доме. Лиза Бричкина исполняет лирический вокализ. Соня Гурвич, интеллигентная девочка с томиком Блока в руках, читает «Жизнь без начала и конца».
Внезапно Соня замечает приближающегося противника. Васков в замешательстве – немцев не двое, как они полагали сначала, а шестнадцать. Старшина предлагает занять оборону на запасной позиции. Лизу он отправляет за помощью к своим. Простившись с подругами, она торопится выполнить приказ, но сбившись с пути, гибнет в болоте.
Васков, Женька, Рита и Соня расположились в укрытии. Старшина уверен, что Лиза уже добралась до деревни и вызвала подмогу. Соня внезапно срывается с места, она решила принести оброненный старшиной кисет. Все, напряженно вслушиваясь, ждут ее возвращения. Обеспокоенный Васков идет на поиски и приносит тело заколотой немцем Сони.
Он решает отправить Риту и Женю назад, а самому остаться и помешать диверсантам. Девушки приказу не подчиняются и принимают смертный бой.


Имя Кирилла Владимировича Молчанова сегодня немного скажет широкой аудитории слушателей – разве что профессиональным музыкантам, да и то скорее старшего поколения. Но стоит только вспомнить две-три песни: «Вот солдаты идут по степи опаленной…», или «От людей на деревне не спрятаться…», или «Парней так много холостых, // А я люблю женатого…» – как тотчас вы, улыбнувшись, запоете знакомую мелодию. Не лучшая ли это награда композитору – его песни стали частью жизни людей, их поют и со сцены, и во время застолья, и у костра под гитару!
Кирилл Молчанов (1922–1982) – автор восьми опер (среди них «Каменный цветок» по Павлу Бажову, «Ромео, Джульетта и тьма» по повести Яна Отченашека, «Неизвестный солдат»…), балетов «Три карты» и «Макбет», фортепианных пьес, вокальных циклов, музыки к десятку фильмов (в их числе «Дело было в Пенькове», «На семи ветрах», «Доживем до понедельника»), к тридцати драматическим спектаклям… В Саратове, на местном пешеходном «Арбате», даже поставили памятник его песне, а башенные часы на набережной Волги отбивают «Огней так много золотых // На улицах Саратова…».
Пронзительная повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» о подвиге девушек-зенитчиц стала сюжетом последней оперы Молчанова. Одаренный оперный композитор и драматург (автор либретто большинства своих опер), Молчанов замечательно ощущает специфику музыкального театра, но при этом, не изменяя песенной природе своего дара, широко пользуется приемами сопредельных искусств. Он прибегает к кинематографическим «наплывам», к перебивающим линейное повествование кадрам из прошлого своих героинь, кадрам-воспоминаниям, к монтажной драматургии.
Столь же своеобразен и музыкальный язык оперы, уснащенный цитатами, – тут и «бытовая» песня, и эстрада, и музыка барокко. Как символ мирной жизни в хрустальном тембре челесты звучит «Колыбельная» Дунаевского, и тут же – хорал Генделя.
Композитор «портретирует» героинь оперы сообразно их характеру и пользуясь близким им музыкальным «словарем». К примеру, Лиза Бричкина, крестьянская девушка, обрисована протяжной песней и частушкой, а Соня Гурвич, влюбленная в поэзию Блока, – интонациями русского романса и мелодией Генделя. Женя Комелькова предстает поначалу в нехитром вальсе, словно перенесенном с городской танцплощадки; она же с гитарой в руках на глазах зрителей «слагает» простую куплетную песню на ставшие легендарными стихи Константина Симонова «Жди меня» – обобщенный образ женской верности, оберегающей солдата. Рита Осянина, вспоминая с болью оставленного дома маленького сына, поет трогательную «Колыбельную» Дунаевского из «Цирка»…
К своему командиру старшине Васкову девушки поначалу относятся с немалой иронией. Он охарактеризован маршем на приписываемые чуть ли не Александру Васильевичу Суворову слова: «О, воин, службою живущий! // Читай Устав на сон грядущий. // А утром, ото сна восстав, // Читай усиленно Устав». Пожилой старшина по-отечески опекает девушек, сочувствуя им, переживая их трагическую гибель… В его интонациях – понемногу от каждой из девушек, но более всего – близкого к народным истокам, к русским корням. Так, в сцене с Лизой Бричкиной вдруг появляются нотки лирических «страданий».
Оркестр экономными, скупыми средствами передает атмосферу действия, подогревает эмоциональную «температуру» оперы. «Трубный» лейтмотив, открывающий оперу, потом оживет в слегка варьированном виде в обращении Риты Осяниной «Нас не надо жалеть!» на стихи поэта-фронтовика Семена Гудзенко. Поддержанный струнными и солирующей трубой, он звучит как слово от автора.
Пролог и эпилог, контрастно обрамляющие оперу, рисуют нынешние мирные дни – они завоеваны для нас теми, кто отдал свои жизни, сражаясь с врагом. В этом ощущении преемственности поколений, в неостывающей памяти о воинском подвиге – залог нашего нравственного и духовного здоровья. Иосиф Райскин


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)