Николай Римский-Корсаков остался в истории прежде всего как оперный композитор, но обогатил и русскую симфоническую музыку. Гала-концерт, открывающий фестиваль, посвященный 175-летию композитора, представит его в ипостаси мастера оркестра.
Симфоническая сюита «Шехеразада» едва ли нуждается в особом представлении. Вдохновленная сказками «Тысячи и одной ночи», она почти сразу после премьеры под управлением автора (в ноябре 1888 года) обрела популярность, которую сохраняет и по сей день во всем мире. «Шехеразада» – яркий образец «русского Востока» в музыке, блестяще оркестрованное драматическое повествование. Римский-Корсаков с тонким мастерством изображает морскую стихию, батальные, любовные и праздничные сцены, соединяя их сквозной темой рассказа Шехеразады, звучащей у солирующей скрипки. Композитор, впрочем, призывал не искать в своей музыке конкретного сюжета и иллюстраций к нему, поэтому при переиздании даже снял программные заголовки частей. «При сочинении “Шехеразады”... я хотел лишь немного направить фантазию слушателя на ту дорогу, по которой шла моя собственная фантазия, предоставив представления более подробные и частные воле и настроению каждого», – писал он. Позднее «Шехеразада» пленила европейскую публику как балет «Русских сезонов» в хореографии Михаила Фокина.
Если над «Шехеразадой» работал уже опытный мастер, то сюита «Антар», также исполненная восточного колорита, – сочинение молодого композитора, едва достигшего 24-летнего возраста. «Антар» первоначально был задуман как вторая по счету симфония, но композитор «разжаловал» его в сюиту, посчитав, что сочинению не хватает подлинно симфонического масштаба. Тем не менее Римский-Корсаков, по-видимому, все же считал опыт «Антара» удачным и нередко включал в программы собственных концертов. Трижды вновь возвращаясь к партитуре, он переделывал оркестровку и совершенствовал форму сочинения.
Сюжет «Антара» взят из «восточной повести» Осипа Сенковского, опубликованной в 1833 году. Римский-Корсаков так писал о своей работе: «...Я по мысли Балакирева и Мусоргского обратился к красивой сказке Сенковского (барона Брамбеуса) “Антар”, задумав написать симфонию или симфоническую поэму в четырех частях на ее сюжет. Пустыня, разочарованный Антар, эпизод с газелью и птицей, развалины Пальмиры, видение Пери, три сладости жизни – мщение, власть и любовь, – затем смерть Антара – все это было весьма соблазнительно для композитора». Как и в «Шехеразаде», четыре части сюиты связаны одной темой, символизирующей заглавного героя.
Среди фортепианных концертов русских композиторов концерт Римского-Корсакова – настоящая репертуарная редкость. Уступая в известности концертам Чайковского и Рахманинова, это сочинение требует от исполнителя не меньшего мастерства. Несмотря на то, что сам Римский-Корсаков нe выступал как пианист, ему удалось создать по-настоящему виртуозный опус, претворив опыт Листа – части концерта объединены одной темой и идут без перерыва. Эта сквозная тема – рекрутская песня «Собирайтеся, братцы-ребятушки» из сборника, составленного Милием Балакиревым. Искусно работая с темой, Римский-Корсаков подвергает ее жанровым метаморфозам, представляя в разных обликах в полонезе, лирическом адажио и бравурном финале.
Владимир Хавров