6 сентября на сцене Мариинского-2 впервые состоится концерт с применением акустической раковины.
Акустическая раковина (акустический домик) – это специальная конструкция, предназначенная для улучшения акустических свойств сценического пространства при исполнении на театральной сцене симфонических произведений. Конструкциями такого рода оснащены многие театральные и концертные площадки мира. Это сборно-разборная конструкция в виде комплекта акустических вертикальных отражающих панелей, установленных на восьми перекатных башнях и акустического потолка специального профиля, со встроенными источниками света и комплексом подъемных механизмов. Общая площадь отражающих акустических поверхностей более 550 кв.м., общая масса конструкций – более 13 тонн.
Особенность акустической раковины для Второй сцены Мариинского театра определяется, прежде всего, требованиями компактного хранения и короткого времени монтажа на сцене – это связано с очень плотным репертуарным графиком театра. По предварительным расчетам время монтажа конструкции на сцене не будет превышать 1,5 часов, хотя обычно на эту процедуру отводится 5-6 часов. Акустический проект раковины был разработан специалистами компании MÜLLER-BBM GmbH из Германии, которая принимала активное участие в проектировании и строительстве Мариинского-2. Конструкторская документация и производство акустической раковины выполнены российскими компаниями и специалистами.
И сквозь покой пространства мирового
До самых звезд прошел девятый вал ...
Откройся мысль! Стань музыкою слово,
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!
Николай Заболоцкий. «Бетховен»
Девятая симфония Бетховена стоит в ряду других величайших произведений мирового искусства, таких как, поэмы Гомера, «Божественная комедия» Данте, «Дон Кихот» Сервантеса, «Фауст» Гете, «Высокая месса» Баха... Она с предельной завершенностью выразила устремления своей эпохи, и в то же время провозгласила общечеловеческие идеалы, которым мы и по сей день верны. Она завершила творческий путь Бетховена-симфониста и вместе с тем открыла пути в будущее. Введя в симфонию поэтическое слово, Бетховен совершил глубоко новаторский шаг, поначалу ошеломивший современников. Для самого же композитора создание финала Девятой симфонии стало итогом многолетних поисков музыкального воплощения шиллеровской оды «К радости».
Бетховен впервые призвал слово для того, чтобы выразить философскую концепцию симфонии. Но главное, начиная с Бетховена, симфония, по меткому определению немецкого музыковеда Пауля Беккера, играет роль «светской мессы», сплачивающей в едином переживании слушателей в концертных залах, подобно тому, как воскресная месса объединяла прихожан в церкви. И не случайно гениально претворенная Бетховеном ода Шиллера «К радости» стала официальным гимном Европейского сообщества – объединенной Европы. Не случайно она повсюду звучит апофеозом свободы и братства всего человечества.
Девятая симфония Бетховена впервые была исполнена в Вене 7 мая 1824 года под управлением автора.
Иосиф Райскин