Санкт-Петербург, Концертный зал

Христофор Колумб (концертное исполнение)

Исполняется на итальянском языке (сопровождается синхронными титрами на русском языке)


Новое в репертуаре

Музыка Альберто Франкетти
Либретто Луиджи Иллики

Хормейстер – Павел Теплов
Ответственный концертмейстер – Леонид Золотарёв


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Христофор Колумб – Владимир Мороз
Изабелла Арагонская – Екатерина Гончарова
Дон Фернан Гевара – Мигран Агаджанян
Дон Рольдано Хименес – Юрий Власов
Матеос – Станислав Леонтьев
Игуамота – Екатерина Санникова
Анакоана – Екатерина Сергеева
Пилигримы: Евгений Ахмедов, Ефим Завальный, Виталий Янковский

Ансамбль солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Альвизе Казеллати


Имя Альберто Франкетти (1860–1942) сегодня едва ли можно встретить в пантеонах великих композиторов. В списке его сочинений – восемь опер, оперетта, балет, инструментальные сочинения, романсы. На рубеже XIX–XX веков Франкетти был весьма популярен – его оперы звучали на главных сценах Италии и за ее пределами, однако позднее почти исчезли из репертуара, оказавшись в тени музыки его более известных современников. Хотя Франкетти иногда и относят к «Молодой школе» (Giovane scuola) наряду с Пуччини, Леонкавалло и другими наследниками Верди, его мало привлекали идеи веризма, а тем более модерна. Романтик с немецким уклоном, Франкетти в творчестве ориентировался на вагнеровские драмы и на французскую «большую оперу» (прежде всего, Мейербера) – в XX столетии такие взгляды воспринимались уже как старомодные.

В работе над «Колумбом» образцом для Франкетти, вероятнее всего, служила «Африканка» Мейербера (там одной из центральных фигур сюжета является другой открыватель новых земель – Васко да Гама). Либретто оперы создал Луиджи Иллика, который позднее прославится, работая с Пуччини. Расстановка действующих лиц во многом типична для итальянской оперы: здесь есть герой-баритон (Колумб), его верный друг-тенор (Гевара), злодей-бас (Рольдано) – в «морской» опере, что неудивительно, основные роли мужские, за исключением королевы Изабеллы.

«Колумб» – опера симфоническая: значительное место в ней занимают красочные оркестровые интерлюдии, а голоса солистов органично вплетены в инструментальную ткань. Во II действии, в шуме моря можно заметить отзвуки «рейнских» мотивов Вагнера. Среди лучших номеров оперы – песня Рольдано, монолог Изабеллы и дуэт с Колумбом из I действия, две арии Колумба из II действия, хоровые сцены, сообщающие опере ораториальный размах. Владимир Хавров

О концерте

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Действие первое
1487 год. Саламанка, двор монастыря Святого Стефана.
Совет ученых и богословов рассматривает предложения Христофора Колумба о возможности пройти морем в Индию на запад, через Атлантику. Три паломника поют о святом Брендане – легендарном мореплавателе – и пророчествуют о чудесах далеких неизведанных берегов. Вдохновленная толпа подхватывает пение, но рыцарь Рольдано Хименес насмехается над паломниками и рассказывает жуткую легенду об огромном чудовище, пожирающем корабли. Тем временем совет покидает монастырь: предложения Колумба отвергнуты и объявлены неосуществимыми мечтами безумца. Появляется сам Колумб. Толпа, подстрекаемая Рольдано, осмеивает его, но капитан королевской гвардии Фернан Гевара заставляет их замолчать и разойтись. Разочарованный Колумб охвачен сомнением. Королева Изабелла, выходя из часовни, узнает и утешает его, рассказывая о видении, в котором ей явилась открытая Колумбом новая земля.

Действие второе.
1492 год. Корабль «Санта-Мария» в океане.
Благодаря покровительству королевы Колумб получил для экспедиций три корабля и теперь направляется на запад вместе с командой, в которую взяты и Рольдано, и Гевара. На «Санта-Марии» ломается компас, матросы в отчаянии; Колумб успокаивает их и призывает продолжать путь, но долгое путешествие утомило команду и посеяло недоверие. Рольдано пользуется возможностью, чтобы поднять бунт; команда требует развернуть корабль и возвращаться, однако слышен крик матроса «Земля!» – и гнев превращается в восторженную радость.

Действие третье.
1503 год. Берег священного озера индейцев.
Испанцы в охоте за золотом жестоко расправляются с местными жителями. Индейцы требуют от своей королевы Анакоаны мести, но она, теперь любовница Рольдано, знает, что тот замышляет заговор против Колумба, и надеется, что испанцы скомпрометируют себя сами. Гевара влюбляется в Игуамоту, дочь Анакоаны, но покидает ее – Колумб требует изгнать нескольких испанских дворян, и Гевара должен их сопровождать. Тем временем прибывает корабль, с которого высаживается посланец испанского короля Бобадилья, объявляя, что Колумб лишен власти, и приказывает заковать его в кандалы. Рольдано убивает Анакоану, потому что она не хотела свидетельствовать против Колумба. Индейцы оплакивают смерть королевы и свою судьбу.

Эпилог.
1506 год. Медина-дель-Кампо, усыпальница королей Кастилии.
Гевара ведет Колумба, измученного и обессилевшего от боли и долгого заточения. Капитан собирается добиться аудиенции у королевы, чтобы заступиться за Колумба. Когда Гевара уходит, появляется процессия молодых девушек с цветами и монахов, поющих молитвы. Расспросив девушек, Колумб узнает, что королева умерла и была похоронена три дня назад. Потрясенный Колумб сходит с ума и умирает на руках вернувшегося Гевары, в предсмертном бреду вспоминая о море.

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход