Никия – Рената Шакирова
Гамзатти – Елена Евсеева
Солор – Филипп Стёпин
Золотой божок – Алексей Тимофеев
Трио теней: Мария Кошкарёва, Ярославна Куприна, Анастасия Плотникова
Памяти Татьяны Николаевны Легат
Наследница известной балетной династии, Татьяна Легат начала свой профессиональный путь в блокадном Ленинграде, в 1943 году поступив в Ленинградское хореографическое училище. Артисткой Театра оперы и балета им. Кирова она стала после окончания учебы в 1953-м и почти тридцать лет отдала сцене, на которой ее прадед, дед и бабушка составляли славу императорского балета. Отточенной техникой и выверенностью поз Татьяна Легат восхищала зрителей легендарных ленинградских премьер – она была первой исполнительницей танца этрусков в «Спартаке», танца золота в «Легенде о любви». Темпераментная артистка, она своим жизнелюбием и энергией наполняла партии самых разных героинь – Гамзатти в «Баядерке», Китри и Уличной танцовщицы в «Дон Кихоте», Нунэ в «Гаянэ», Паскуалы в «Лауренсии», Чертовки в «Сотворении мира», Огневушки в «Каменном цветке». Завершив исполнительскую карьеру, Татьяна Николаевна внимательно и щедро делилась своим опытом – сначала с молодыми коллегами по родному театру, затем с артистами других трупп нашей страны и мира.
Премьера – 23 января 1877 года, Большой театр, Санкт-Петербург
Премьера редакции Владимира Пономарёва и Вахтанга Чабукиани – 10 февраля 1941 года, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)
Продолжительность спектакля 2 часа 55 минут
Спектакль идет с двумя антрактами
«Баядерка» – один из самых популярных балетов классического наследия. История любви, рассказанная трепетными танцевальными дуэтами и пантомимными диалогами, развернутыми кордебалетными ансамблями и эффектными танцами солистов. Красочное масштабное полотно, сотканное сложнейшим хореографическим текстом, «Баядерка» – это экзамен на профессионализм, балеринский и премьерский блеск и актерское мастерство для исполнителей. Мариус Петипа сочинил этот спектакль в 1877 году для бенефиса виртуозки Екатерины Вазем, стараясь максимально полно и в достойной оправе представить талант своей любимой балерины.
Танцевальную поэму Петипа складывал исходя из сюжета о любви знатного индийского воина и храмовой танцовщицы. Экзотический колорит стал залогом зрелищности, а мелодраматичная история обманутой любви, типичная для театральной сцены середины XIX века, незатейливая в словесном изложении, в хореографических откровениях Петипа наполнилась глубиной, нюансами, обобщениями. Cо временем изменилась конструкция спектакля, выстроенная гениальным чутьем хореографа, который умел в нужной пропорции смешивать парадную дивертисментность дворцового праздника и пронзительный надрыв трагического монолога покинутой героини, напряженную эмоциональность пантомимного изображения земных событий и отстраненность классического танца в царстве теней.
В ХХ веке «Баядерка» «похудела» на целый акт – рационализм советского взгляда на мир отверг простодушно бутафорское изображение возмездия за клятвопреступничество, а с финальным крушением дворца из спектакля исчезла и драматургическая и танцевальная развязка. Оставшиеся в балете реалии театрального XIX века, плюшевые тигры и слоны на колесиках, сегодня выглядят умилительно забавно, но их незатейливая конкретика оттеняет вневременную гармонию акта теней, чарующего шедевра Петипа, в котором его гений как никогда был близок к абсолюту. Ольга Макарова
Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Петипа в Мариинском»
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)