Мазепа – Владислав Сулимский
Мария – Ирина Чурилова
Андрей – Игорь Морозов
Кочубей – Станислав Трофимов
Любовь – Анна Кикнадзе
Орлик – Михаил Колелишвили
Искра – Леонид Захожаев
Римма Баринова, ученица Ксении Георгиевны Держинской (солистки Большого театра СССР, в свое время высоко оцененной еще Рахманиновым), в 1951 году окончила Московскую консерваторию и стала лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине. Пройдя стажировку в Большом театре, где она исполняла партии Любавы в «Садко», Ангела в «Демоне» и Лариной в «Евгении Онегине», певица в 1954-м получила приглашение войти в состав труппы Кировского (Мариинского) театра. Дебютировав в роли Амнерис в «Аиде», она выступала на мариинской сцене в течение двадцати пяти лет – с 1954 по 1979 год, исполнив тридцать семь ведущих партий. В 1966-м Римма Баринова была удостоена звания народной артистки РСФСР.
В сложнейших партиях меццо-сопранового репертуара певица не испытывала трудностей. Любаша в «Царской невесте», Азучена в «Трубадуре», Любовь в «Мазепе», Иоанна д’Арк в «Орлеанской деве», принцесса Эболи в «Дон Карлосе», Амнерис в «Аиде», княгиня Евпраксия Романовна в «Чародейке», Любава в «Садко» – все эти партии в исполнении Бариновой были образцом вокально-сценического мастерства. Певицу всегда волновала психологическая подоплека образа: гадание ее Кармен было совершенно не похоже на гадание Ульрики в «Бале-маскараде», а призывы к отмщению, звучащие из уст Любови в «Мазепе», – на инфернальную мстительность Азучены.
Голос Риммы Бариновой был необыкновенно объемен. Обладательница настоящего вагнеровского драматического сопрано, она могла бы стать прекрасной Брунгильдой. Но Вагнер на мариинской сцене был тогда представлен лишь «Лоэнгрином», в котором Баринова пела Ортруду. Ее Ортруда оказалась незыблемой как скала и постоянной как само зло.
У Риммы Бариновой никогда не было завораживающих бархатных низов, однако верхний регистр голоса потрясал своей чистотой, красотой, свободой, наполненностью не только звучания, но и чувств.
Баринова была создана для большой сцены. Партии, в которых роковым образом переплетались любовь, воля, месть, смерть, у нее оказывались сильнее всего. Мощная, гордая воительница с холодным блеском глаз Хозяйки Медной горы, Баринова была строга в жесте, выверенна в движениях, умела носить сценический костюм. Пурпурный плащ Амнерис был провозвестником трагедии, приковывал внимание всего зала. Белый плат Марфы в «Хованщине» казался символом веры и света.
Последние шесть лет жизни, с 1979 по 1985 год, Римма Андреевна заведовала кафедрой вокального факультета Ленинградской консерватории, щедро делясь опытом и знаниями с будущими певцами. Среди ее учеников – Надежда Васильева, ныне поющая на мариинской сцене, Елена Борисевич, певшая в Михайловском театре, Александр Лебедев, который был ведущим баритоном Новосибирского театра оперы и балета. Николай Лукашук
Мировая премьера: 3 февраля 1884 года, Большой театр, Москва
Премьера в Мариинском театре: 6 февраля 1884 года
Премьера постановки: 22 февраля 1950 года, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)
Последнее возобновление: 15 мая 2009 года
Продолжительность спектакля 3 часа 55 минут
Спектакль идет с двумя антрактами
Пушкин написал «Полтаву» за две недели, Чайковский «Мазепу» – за два года. Композитору-лирику сочинение монументальной военно-исторической оперы на сюжет знаменитой пушкинской поэмы давалось нелегко. Недаром он начал работу с большого дуэта Марии и Мазепы: его в первую очередь волновала психология, а не политика. В дуэте участвуют сопрано и баритон – редкий случай для оперного жанра, где партию возлюбленного главной героини, как правило, получает тенор. Здесь это невозможно: Мария юна, Мазепа стар. История кажется неправдоподобной, но она исторически достоверна. Третий угол любовного треугольника занимает Андрей – фигура, у Пушкина безымянная и малозначительная, однако в опере необходимая. И все же накал страстей в «Мазепе» связан прежде всего не с романтическим треугольником, организованным по принципу «любит – не любит», а с отношениями между девушкой и двумя ее отцами – родным и крестным, который святотатственно становится любовником своей крестницы. В этом втором, куда более напряженном треугольнике два старика схлестнулись за душу Марии, один из них проиграет и заплатит жизнью, а девушка тронется рассудком – что даст возможность Чайковскому завершить произведение типичной для романтической оперы сценой тихого безумия героини. Драма любви и предательства разворачивается на фоне обширной исторической панорамы с ярким украинским национальным колоритом, хорошо знакомым Чайковскому: сестра композитора жила на Украине. На сцене часто бывает многолюдно, народ гуляет, танцует, поет, молится. Победоносное Полтавское сражение 1709 года Чайковский живописует в эффектном симфоническом антракте к третьему акту.
Свойственный «Мазепе» исторический размах воплощен в Мариинском театре во всем великолепии. В 2019 году театр отметил необычный юбилей: «Мазепа» прошел в пятисотый раз. Нынешний спектакль – капитальное возобновление постановки 1950 года. Лауреат Сталинской премии режиссер Илья Шлепянов и известный советский театральный художник Александр Константиновский создали эталон «большого стиля», вполне соответствующий музыке этой оперы. Здесь панночки чернобровы, а казаки носят шаровары; наряды расшиты жемчугами, оторочены соболями. Мощный оперный ампир «Мазепы» особенно порадует поклонников традиционного театра; однако в качестве аутентичного, тщательно отреставрированного памятника середины ХХ века эта постановка может заинтересовать любую публику. «Мазепа» – спектакль-долгожитель, который в почтенном возрасте не потерял ни харизмы, ни силы, как и его титульный герой. Христина Батюшина
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)