Ганс Сакс – Михаил Петренко
Ева – Ирина Чурилова
Вальтер фон Штольцинг – Михаил Векуа
Давид – Андрей Попов
Сикстус Бекмессер – Ярослав Петряник
Магдалена – Анна Кикнадзе
Фейт Погнер – Евгений Никитин
Фриц Котнер – Глеб Перязев
Премьера постановки: 21 июля 2023 года
Продолжительность спектакля 5 часов 45 минут
Спектакль идет с двумя антрактами
Постановка «Нюрнбергских мейстерзингеров», осуществленная в прошлом сезоне, венчает вагнеровскую коллекцию Мариинского театра. Грандиозная мариинская вагнериана относится к числу главных творческих свершений Валерия Гергиева, она включает в себя все зрелые оперы немецкого мастера. Опера с труднопроизносимым названием справедливо считается и одной из самых трудных для сценического воплощения: Вагнер, сочиняя ее, располагал в прямом смысле королевскими возможностями. Протяженная, многословная, многолюдная, она требует отличного, мощного, слаженного оркестра, огромного и вместе с тем дифференцированного хора, первоклассных солистов «вагнеровского» типа – с яркими, сильными, выносливыми голосами, феноменальной памятью и выдающимся актерским талантом. Мариинский театр, располагающий великолепными исполнителями, – единственный театр в России, решившийся на постановку сложнейшего вагнеровского произведения. Захватывающе красивый, праздничный, жизнерадостный спектакль Константина Балакина – это гимн искусству, труду и любви.
Единственная дочь как Гран-при на вокальном конкурсе: ювелир Фейт Погнер взбудоражил своим рискованным предложением весь Нюрнберг. Будущий тесть требователен, только мейстерзингер – мастер-певец – может стать мужем прекрасной Евы. Ради нее рыцарь Вальтер фон Штольцинг готов стать бюргером и освоить премудрости певческого ремесла. Одного природного дара и вдохновения мало: надо еще и научиться творить по правилам! Первый экзамен экстерном провалился, и у рыцаря есть ровно сутки, чтобы научиться всем тем премудростям искусства мейстерзанга, на которые у других претендентов уходят годы зубрежки. К счастью, в Нюрнберге живет знаменитый сапожник-поэт Ганс Сакс. Гениальному учителю и не менее гениальному ученику нужен всего один урок, и вот рождается песня, которая принесет победу и счастье. Конечно, это песня о ней – о Еве, ставшей одновременно музой. Рецепт шедевра содержит два обязательных компонента: хорошая выучка + инспирация.
Знать правила композиции мало: главный теоретик мейстерзанга Бекмессер как практик совершенно бесплоден. Творить как бог на душу положит, подобно Вальтеру до встречи с Гансом Саксом, тоже не годится. Настоящий художник знает традицию, опирается на нее и одновременно идет вперед.
«Нюрнбергские мейстерзингеры» стоят особняком среди прочих опер Вагнера с их средневековой романтикой и искупительной идеологией. Крепкая, здоровая, «до-мажорная» музыка этого сочинения не томит и не дурманит: перед нами опера-праздник с грандиозным апофеозом в финале. Ради создания «Мейстерзингеров», произведения искусства о произведении искусства, Вагнер проштудировал множество исторических источников о мейстерзанге и немецкой ремесленной культуре; своими познаниями он щедро делится со зрителями. Все двенадцать имен мейстерзингеров аутентичны, все хитроумные названия «тонов» («образцовых мелодий») исторически достоверны (уже их перечисление завораживает: «фенхелевый», «телячий», «тон усопшей росомахи», «тон верного пеликана» и еще пара десятков названий в таком духе). Одно из главных действующих «лиц» оперы – сам Нюрнберг, прекрасный Нюрнберг XVI века, благоухающий ароматом бузины и липы. Кажется, что Вагнер вывел на сцену всех жителей города: шустрых и проказливых мальчишек-учеников, вечно голодных и жаждущих девичьего внимания подмастерьев, степенных и зажиточных торговцев и мастеровых. Внутренняя маскулинная энергия динамичного города может даже привести к всеобщей драке, особенно если на дворе – ночь накануне праздника Иоанна Крестителя. И тогда только женщины и «рука власти» – ночной сторож – способны навести порядок в разыгравшейся стихии.
Вагнер посвятил «Мейстерзингеров» баварскому королю Людвигу, своему экзальтированному поклоннику. Тот ждал очередную «рыцарско-эпическую» оперу, а получил комическую: композитор, как сейчас говорят, «сломал стереотип о себе». Такого Вагнера еще никто не знал: Вагнера-комедиографа, Вагнера с улыбкой – хотя и назидательной. Этого Вагнера до сих пор не хватало и в коллекции Мариинского театра. Последним звеном в вагнеровской коллекции театра стала опера Вагнера о себе самом: в образе Ганса Сакса композитор видел свое альтер эго, он даже подписывал письма этим именем. В самом конце оперы народ рукоплещет, машет платками и шляпами и единодушно восклицает: «Да здравствует Ганс Сакс!» Иными словами: «Да здравствует Рихард Вагнер!» Христина Батюшина
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)