ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солисты:
Кристина Гонца (сопрано)
Егор Семенков (тенор)
Лев Рылов (дискант)
Хор, детский хор и Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Константин Рылов
В ПРОГРАММЕ:
Эндрю Ллойд Уэббер
Реквием
Хормейстер детского хора – Ирина Яцемирская
Когда в 1985 году Эндрю Ллойд Уэббер, к тому времени автор популярнейших мюзиклов «Иисус Христос – суперзвезда», «Эвита», «Кошки» и др., создал Реквием, критика отнеслась к этому ожидаемо настороженно: работа в области «высокой» музыки, к тому же в таком жанре, который ко многому обязывает и вызывает множество неизбежных сравнений, для него была редчайшим, почти исключительным случаем.
Опыт, однако, оказался удачным. Реквием Ллойда Уэббера – это не кроссовер, не стилизация и менее всего духовное, литургическое сочинение, хотя оригинальный латинский текст заупокойной мессы сохранен почти в полном объеме. Траурные настроения смягчены, в музыке почти нет ни апокалиптических картин, ни глубокой скорби. Конечно, опыт театрального композитора проявился и здесь. В оркестре, помимо обычных инструментов, есть орган, саксофоны, множество ударных (в том числе ударная установка), синтезатор, но при этом нет... скрипок. В некоторых эпизодах оркестр звучит весьма красочно и эффектно: так, на словах хора, скандирующего Confutatis maledictis («Изобличив прóклятых, преданных жаркому пламени»), звучит устрашающий марш, а уже в следующем номере солирующий тенор и хор поют осанну в синкопированных ритмах под аккомпанемент фортепиано и ударной установки. Искушенный слушатель заметит и полифоническую разработку мотивов, и иногда жесткие «авангардные» гармонии – Ллойд Уэббер мастерски умеет пользоваться самыми разными выразительными средствами, но знаменит он все же не этим. Подобно лучшим из его мюзиклов, Реквием полон прекрасных, запоминающихся вокальных мелодий. Солирующие сопрано и тенор дополняются «ангельскими» детскими голосами – соло и в хоре. Самый популярный номер Реквиема, дуэт для сопрано и дисканта Pie Jesu, регулярно попадает в подборки «Лучшее из...» и хит-парады – редкий случай для академической музыки XX века. Владимир Хавров