Санкт-Петербург, Мариинский-2

Луиза Миллер


опера Джузеппе Верди

Исполняется на итальянском языке (сопровождается синхронными титрами на русском языке)
 
СПЕКТАКЛЬ БОЛЬШОГО ТЕАТРА РОССИИ

Исполнители

Луиза – Анна Аглатова
Граф Вальтер – Владислав Попов
Рудольф – Константин Артемьев
Федерика – Агунда Кулаева
Вурм – Николай Казанский
Миллер – Павел Янковский

Хор и оркестр Большого театра
Дирижер – Эдуард Топчян

Премьера постановки: 25 мая 2023 года, Большой театр России


Продолжительность спектакля 3 часа 10 минут
Спектакль идет с одним антрактом

Возрастная категория 12+

Авторы и постановщики

Музыка Джузеппе Верди
Либретто Сальваторе Каммарано по пьесе «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера

Дирижер-постановщик – Эдуард Топчян
Режиссер-постановщик – Георгий Исаакян
Художник-постановщик – Алексей Трегубов
Художник по свету – Дамир Исмагилов
Главный хормейстер – Валерий Борисов

Краткое содержание

Действие первое. Любовь
Картина первая. Друзья приветствуют Луизу в день рождения. Но девушка ждет только своего возлюбленного. Она не знает, что молодой человек, называющий себя Карло, на самом деле не кто иной как сын нового господина, графа Вальтера, Рудольф. Отец Луизы предчувствует беду, и не напрасно. Вурм, графский управляющий и отвергнутый претендент на руку Луизы, в порыве ревности раскрывает Миллеру секрет Рудольфа. Отец потрясен: его дочь в опасности.
Картина вторая. Любовь Рудольфа и Луизы противоречит намерениям графа Вальтера, другого возмущенного отца: он ждет, что сын сделает предложение не девушке из «низов» Луизе, а герцогине Федерике, и таким образом упрочит положение семьи. Рудольф отказывается, его признание возмущает Федерику.
Картина третья. Миллер в ярости сообщает Луизе об обмане возлюбленного. Но Рудольф открывает Луизе свое настоящее имя и просит Миллера отдать дочь ему в жены. Внезапное появление графа рушит надежды на счастье. Граф не допустит этого союза, наказание неминуемо. Только угроза сына раскрыть страшную тайну графской власти удерживает Вальтера от приказа арестовать Луизу вместе с отцом.

Действие второе. Заговор
Картина первая. Миллер арестован, ему грозит страшное наказание, Луиза в ужасе от участи отца. Вурм предлагает сделку: если девушка напишет письмо, в котором оговорит себя, откажется от Рудольфа и заявит о любви к управляющему, отец будет спасен. Луиза сломлена, письмо готово.
Картина вторая. Вальтер и Вурм надеются на успех, иначе Рудольф разоблачит их как соучастников в преступлении, из-за которого Вальтер получил власть. Интрига удается: приведенная Вурмом Луиза подтверждает перед Федерикой, что ее сердце якобы принадлежит Вурму.
Картина третья. Рудольф получает письмо с фальшивым признанием Луизы. Прочтя, он отказывается от нее и от намерения раскрыть тайну Вурма и Вальтера. Сообщники в безопасности, впереди свадьбы Рудольфа и Федерики, Вурма и Луизы.
(Без антракта)

Действие третье. Яд
Луиза в отчаянии думает о самоубийстве. Отец, выпущенный из темницы, утешает и удерживает ее. Но прежде, чем они успевают покинуть место, где на их долю выпало столько несчастий, появляется Рудольф. В отчаянии и не в силах простить мнимое предательство возлюбленной, он приносит отравленный напиток. Юноша выпивает его сам и дает выпить Луизе. Между влюбленными происходит прощальное объяснение. Только тогда оба понимают, что никогда не предавали друг друга. Их смерть становится горем для одного отца и наказанием для другого.


Рассказывает дирижер-постановщик Эдуард Топчян: «Опера “Луиза Миллер” появилась в моей жизни давно. В молодости я дружил со знаменитым армянским тенором Гегамом Григоряном, который иногда вечером звонил мне и приглашал в гости. Жил он неподалеку, поэтому обычно уже через несколько минут мы сидели вместе и говорили об операх: он, звезда, и я, начинающий дирижер. Однажды Гегам сказал: “Знаешь, у меня есть прекрасный подарок для тебя” – и, к моему удивлению, снял с полки три тома партитуры “Луизы Миллер”, добавив, что это нечто особенное. <…> Я – огромный поклонник музыки Верди: всю жизнь изучаю этот репертуар, дирижировал четырнадцатью операми из двадцати шести, практически все из них знаю наизусть. Когда мне предложили поставить “Луизу Миллер”, я еще не знал ее по-настоящему и думал, что это не самая великолепная опера Верди. Но благодаря приглашению Большого театра я полностью погрузился в эту музыку и оценил подарок, который судьба мне преподнесла. Теперь с уверенностью могу сказать: “Луиза Миллер” – одна из самых прекрасных опер Верди, начинающая знаменитый средний этап творчества, когда были написаны его самые популярные оперы. Да, до “Луизы” появлялись очень хорошие произведения: “Эрнани”, “Двое Фоскари”, не во всем идеальный “Макбет”, но в них мы еще слышим, что это “ранний Верди”. С другой стороны, последний период – время великих опер, которые больше всего, наверное, ценят знатоки: “Отелло”, “Фальстафа”. Среди моих любимых опер – и созданная в то же время вторая версия “Симона Бокканегры”. Средний же этап – эпоха, когда были написаны самые популярные, самые репертуарные произведения. В этом плане “Луиза” действительно нечто особенное. Она не просто предвосхищает будущее, а в одночасье открывает нам совсем другого, нового Верди. Это больше не автор героических драм, таких как “Набукко” или “Битва при Леньяно”, это – новый композитор, способный восхищать и знатоков, и широкую публику своей тонкостью и выразительностью, притом не теряя доступности. В “Луизе Миллер” уже очень хорошо чувствуется та красота, которая отличает “Риголетто”, “Травиату” и “Трубадура”, но есть и такие потрясающие эпизоды, каких Верди больше никогда не писал: почти весь третий акт, удивительный эпизод с органом.
Опера невероятно удачна не только в деталях, но и как целое: она компактна, цельна, в ней нет ни одной лишней ноты. Верди здесь и новатор, и продолжатель традиций композиторов эпохи бельканто, хотя лично для меня и Беллини, и Доницетти – это композиторы, которые родились, чтобы за ними пришел Верди. В “Луизе Миллер” замечательно слышно, как Верди умеет создавать ансамбли, обладающие потрясающим музыкальным единством, каждый герой которых при этом уникален, наделен особенным настроением и мыслями. Оркестровка чудесна; она меняется по сравнению с более ранними операми. Оркестр здесь заметен не только в гениальной увертюре: он на протяжении всей оперы создает краску и настроение, ведет нас сквозь череду событий. Хоть в нем и нет замысловатости, но все звучит так честно и так понятно, что другого и не нужно.
Верди – как Чайковский: одновременно глубок и доступен, умеет минимальными средствами сделать многое. Его оркестровые и вокальные краски позволяют слушателю, даже если он не знает либретто, не понимает язык, точно почувствовать, о чем идет речь, и даже увидеть в музыке, что происходит: глухую полночь, солнечный день или идущий дождь. Верди поразительно умеет передать настроение сцены, характер персонажа: голоса всех героев подобраны очень точно.
Верди создает образы протагонистов так изобретательно, что с первого звука ты слышишь всю отцовскую нежность Миллера, всю выразительность Вальтера, всю тонкость характера Луизы (это сложнейшая партия, нужно очень много уметь и тонко чувствовать музыку), всю мощь Рудольфа, весь невероятный характер Вурма. <…> Надеюсь, публика оценит всю выразительность спектакля и сможет насладиться сокровищами “Луизы Миллер” в полной мере». Подготовлено Юлией Бедеровой


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)