Санкт-Петербург, Мариинский театр

Фатима


балет Жанны Плиевой

Спектакль филиала Мариинского театра в РСО-Алания (Владикавказ)

Исполнители

Фатима – Виолетта Магомедханова
Джамбулат – Азамат Малиев
Ибрагим – Давид Бетеев
Наиб – Казбек Шанаев
Коста – Тамерлан Тайсаев
Злой Рок – Зарина Кертанова


Филиал Мариинского театра в Республике Северная Осетия – Алания – наследник Северо-Осетинского государственного музыкального театра (ранее – Северо-Осетинского музыкально-драматического), существовавшего во Владикавказе с середины ХХ века. В репертуар этого театра, помимо шедевров мировой оперной и опереточной классики, с первых лет входили и балетные постановки. Их создавали приглашенные хореографы: Олег Виноградов, Александр Проценко, Алексей Закалинский – солист Большого театра, который поставил осетинский балет «Хетаг» композитора Дудара Хаханова. В состав балетной труппы традиционно входили танцовщики с ленинградской школой – выпускники национального отделения Ленинградского хореографического училища (ныне Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой). Первый выпуск осетинской группы, лидером которой была Светлана Адырхаева, ставшая солисткой Большого театра, состоялся в 1955 году. В 1979-м коллектив владикавказского театра пополнили воспитанники второго целевого набора. Сегодня труппу составляют выпускники Владикавказского колледжа искусств им. Валерия Гергиева и Республиканского колледжа культуры РСО-Алания. В 2017 году художественным руководителем балетной труппы и главным балетмейстером филиала Мариинского театра в Республике Северная Осетия – Алания стал Валерий Суанов. В репертуар владикавказского театра входят его постановки, а также спектакли Юрия Смекалова, Сергея Викулова, Данила Салимбаева, Ильи Устьянцева, Елены Мариниченко, Анжелики Холиной.

Премьера на сцене филиала Мариинского театра в РСО-Алания: 11 ноября 2023 года


Продолжительность спектакля 1 час 30 минут
Спектакль идет без антракта

Возрастная категория 12+

Авторы и постановщики

Музыка Жанны Плиевой
Автор либретто – Анатолий Азаревич (по мотивам одноименной поэмы Коста Хетагурова)
Автор идеи и художественный руководитель проекта – Валерий Гергиев
Дирижер-постановщик – Георгий Албегов
Хореограф-постановщик – Валерий Суанов
Режиссер – Тамерлан Дзудцов
Сценограф и художник по костюмам – Давид Найфонов
Художник по свету – Антон Николаев

Краткое содержание

ПРОЛОГ

В осетинском ауле хоронят одинокую женщину. Князь Наиб дает слово старикам беречь как свою ее маленькую дочь – сироту Фатиму. За происходящим внимательно наблюдает сын Наиба Джамбулат.

I АКТ

Картина первая
Пир в доме Наиба. Собрались старейшины аула, многочисленные гости. Восхищение всего аула вызывает танец Джамбулата и Фатимы. Парни подшучивают над наблюдающим за танцами Ибрагимом – красота Фатимы давно лишила его покоя. Улыбки собравшихся вызывает подвыпивший старик, не успевающий за ритмом танца юношей. Прибывают гости из Чечни, Гуниба, Кабарды. Их приветствует красавица Фатима. Молодежь танцует величественный осетинский танец симд.
Любящие друг друга Джамбулат и Фатима остаются одни.
Из соседнего аула сообщают о нападении врагов. Старейшины принимают решение оказать помощь. Так велит неумолимый рок.
Джамбулат упрашивает отца отпустить его с отрядом – он хочет принять участие в битве. Наиб в раздумье. Фатима просит за Джамбулата, и отец дает ему разрешение. Джамбулат и Фатима прощаются.
Вооруженный отряд собирается в ауле, перед отправлением исполняя ритуальный танец. Рок ликует. Юноши вступают в битву с неприятелем. Отряд одерживает победу, но Джамбулат ранен.

Картина вторая
Пять лет Фатима ждет Джамбулата, а о нем нет никаких вестей. Она вспоминает любимого, выйдя на поляну недалеко от аула. Здесь со стадом проходит Ибрагим. Как бы ему хотелось развлечь печальную Фатиму играми пастухов! Ибрагим демонстрирует свою удаль. Улыбка Фатимы придает ему смелости, и он наконец признаётся ей в своих чувствах.

Картина третья
Старый Наиб, потрясенный потерей сына, живет мечтой о будущем Фатимы. Но она отказывает всем сватающимся к ней, не представляя своего счастья ни с кем, кроме Джамбулата. Наиб убеждает Фатиму сделать выбор – только после этого он сможет спокойно умереть. Выбор Фатимы падает на Ибрагима. Наиб поражен: не князь, не богач, а простолюдин! Сердце старика не выдерживает, он умирает.

II АКТ

Картина четвертая
Ночной привал пастухов. В ожидании ужина у костра юноши развлекаются шутливыми рассказами. Появляется путник. Его приглашают к костру. Он рассказывает о тех временах, когда он бывал на праздниках у Наиба. Пастухи к его рассказу относятся с недоверием, тогда путник признаётся, что он Джамбулат. Старый пастух сообщает ему о смерти отца и о судьбе Фатимы.
Рок приводит Джамбулата к дому Ибрагима и Фатимы. Борясь со своими чувствами и роком, он наблюдает, как Фатима играет с малюткой-сыном. Увидев путника, хозяйка оказывает гостю почтение. Тот сообщает, что знал Джамбулата, и передает ей подвеску, когда-то подаренную ему самой Фатимой. Фатима умоляет путника рассказать о судьбе Джамбулата. Он открывает свое лицо. Напоминая Фатиме об их юношеской клятве, предлагает ей бежать, рисует картины будущего счастья. Появляется Ибрагим. Джамбулат требует, чтобы Фатима сделала выбор между ними. Фатима остается верна Ибрагиму.
Соперники удаляются. Теперь рок решит их судьбу. Джамбулат стреляет в Ибрагима, и того приносят к Фатиме на бурке.
Плач Фатимы. В нем всё: счастье юной любви, пронесенной сквозь годы, новая любовь и громыхающие удары неумолимого рока. Фатима теряет рассудок.


Балет «Фатима» поставлен в память о его авторе, композиторе Жанне Плиевой (1949–2023), одной из самых ярких фигур в осетинской музыке. Ее творчество основано на национальной тематике – истории и литературе осетинского народа. Создатель шести симфоний, трех балетов, четырех концертов, многочисленных камерных, вокальных, инструментальных произведений, а также саундтреков к игровым и анимационным фильмам и к спектаклям, она оставалась верна традиционной, тональной музыке, используя при этом арсенал новейших композиторских средств. Жанна Плиева окончила два факультета Ленинградской консерватории – композиции и фортепианный – и часто сама представляла публике собственные фортепианные сочинения. «Стихийные эмоции, глубина чувств, темперамент, который подчас захлестывал ее, – все это вместе выливалось в очень яркое исполнение ею своих произведений, – вспоминает художественный руководитель филиала Мариинского театра в РСО-Алания Лариса Гергиева. – Талант ее был поистине космический и не очень вмещался в общие понятия о том, каким может быть творческий человек».
«Фатима» создана на сюжет одноименной поэмы Коста Хетагурова, писателя и драматурга, основоположника осетинской литературы. К премьере, состоявшейся год назад во Владикавказе, Валерий Гергиев записал с Симфоническим оркестром Мариинского театра музыку балета. Вдохновленный масштабом и красотой партитуры, маэстро говорит: «Жанна Плиева была одним из моих педагогов, и я, безусловно, сделаю все возможное, чтобы ее произведения жили не только на сцене этого театра».


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)