Санкт-Петербург, Мариинский-2

Иван Грозный


балет на музыку Сергея Прокофьева

Спектакль Большого театра России

Исполнители

Иван IV – Артемий Беляков
Анастасия – Светлана Захарова
Князь Курбский – Денис Родькин

Симфонический оркестр и детский хор Большого театра России
Дирижер – Павел Сорокин

Премьера – 20 февраля 1975, Большой театр
Возобновление постановки в новой хореографической редакции – 8 ноября 2012 г.


Продолжительность спектакля 2 часа 20 минут
Спектакль идет с одним антрактом

Возрастная категория 16+

Авторы и постановщики

Музыка Сергея Прокофьева
Либретто Юрия Григоровича
Хореограф-постановщик – Юрий Григорович
Сценография и костюмы – Симон Вирсаладзе
Дирижер-постановщик – Павел Клиничев
Художник по свету – Михаил Соколов
Художники по возобновлению декораций – Наталья Павлова, Михаил Сапожников
Художник по возобновлению костюмов – Елена Меркурова


Использованы фрагменты музыки к кинофильму «Иван Грозный», фрагменты «Русской увертюры», кантаты «Александр Невский», фрагмент Третьей симфонии.
Редакция и дополнительные музыкальные фрагменты Михаила Чулаки

Краткое содержание

Действие I
Звонари возвещают о восшествии на престол молодого царя Ивана IV.
Бояре недовольны его избранием, каждый из них считает себя не менее родовитым. На смотринах невест Иван должен из молодых боярышень выбрать себе жену, будущую царицу. Его выбор останавливается на Анастасии.
Князь Курбский в отчаянии – в сердце его живет любовь к Анастасии. Теперь он потерял ее навсегда.
Тревожно звучит набат. Звонари сообщают о нашествии иноземцев. В битве Иван возглавляет русские полки. Рядом с ним и Курбский.
Смерть косит ряды сражающихся, но Вестники победы сулят близкое поражение иноземцам. Русские полки теснят врагов. Победа!
Анастасия ждет Ивана, тревожится за его судьбу.
С победой возвращаются русские воины. Радостна их встреча с любимыми. Иван и Анастасия вновь вместе. Ликует народ, празднует Русь свою победу над врагом.
Но вдруг страшная весть пронеслась по Руси – царь занемог. В смятении Анастасия. Бояре подняли головы, каждый претендует на трон. Но – грозен царь, нежданно излечившийся от недуга, не будет теперь от него пощады изменникам-боярам.

Действие II
Иван и Анастасия счастливы.
Бояре замышляют заговор, в который вовлекают Курбского. В их руках кубок с ядом, и первой жертвой становится Анастасия. В ужасе смотрит Курбский на смертельную агонию царицы. В страхе разбегаются бояре.
Звонари возвещают о смерти царицы, об измене боярской. В народе смута, готовая перейти в бунт.
Иван оплакивает Анастасию. В воображении его возникает призрак любимой. Курбскому, страшащемуся мести Ивана, остается одно – бежать. Бояре ожидают мести царя.
В монашеских одеяниях появляются новые люди, которыми решил окружить себя Иван Грозный. Это опричники. Им доверяет царь извести крамолу на Руси, покончить с самовластием боярским. Схвачены бояре. Чинят расправу над ними опричники. Иван Грозный самолично вершит суд над ними.
Тяжелы раздумья Ивана. Человека, потерявшего любимую. Царя, окруженного врагами.
Преследуемый видениями, Иван терзается мыслью, что в своей борьбе утратил человечность и обрек себя на одиночество.
Исступленно ищет Иван Грозный выхода из клубка противоречий, сплетенного историей.


Мировая премьера балета «Иван Грозный» состоялась в Большом театре 20 февраля 1975 года. Партию царя исполнил Юрий Владимиров, партию Анастасии – Наталия Бессмертнова, Курбского – Борис Акимов. Во втором составе выступили Владимир Васильев и Людмила Семеняка. Для Юрия Владимирова заглавная роль стала этапной, и партия царицы Анастасии вошла в творческую биографию Наталии Бессмертновой как одна из наиболее отвечавших ее актерской индивидуальности и профессиональным данным. Следующие «цари», а к их числу всегда принадлежали артисты, отличавшиеся технической виртуозностью и наделенные актерским темпераментом, – Михаил Лавровский, Александр Годунов, Ирек Мухамедов, Алексей Фадеечев, Александр Ветров – также вписали яркие страницы в историю этого балета.
Либретто не имеет никакой литературной первоосновы, оно написано самим хореографом. Партитура собрана Михаилом Чулаки из фрагментов музыки Сергея Прокофьева к одноименному фильму Сергея Эйзенштейна и других произведений композитора. Именно музыка, по словам Юрия Григоровича, и стала основным творческим импульсом к созданию балета: «Не было никаких сомнений в том, что эта музыка может вызвать к жизни сценический танец. Мой замысел основывался именно на музыке, а не на чем-то ином, например сюжетах русской истории, биографиях персонажей, их психологических характеристиках, народном “фоне” и многом подобном, что мне приписывали или даже навязывали многочисленные комментаторы балета. Нет и еще раз нет – только музыка Прокофьева, с нее начинался замысел сорок лет назад, ею же он исчерпывается и сегодня». Декорации и костюмы, вдохновленные древнерусской архитектурой и изобразительным искусством, созданы постоянным соавтором хореографа, театральным художником Симоном Вирсаладзе.
Работа над балетом «Иван Грозный» возвращала Юрия Григоровича к истокам его творчества. Вновь, как в «Каменном цветке», своем первом балете, хореограф использовал музыку Сергея Прокофьева и воплощал на сцене тему из русской жизни.
Драматургия нового спектакля учитывала опыт «Легенды о любви» и «Спартака»: история смыкалась с преданием. Сюжет балета минует частности, отмечая вехи в жизни героев и государства: венчание Ивана на царство, смотрины и свадьбу с Анастасией, победу над иноземцами, болезнь, боярский заговор, опричнину. Реальные действующие лица – группы бояр, народа, опричников, врагов – соседствуют с аллегорическими фигурами Ликов смерти, Вестников победы. Спектакль ведет шестерка Звонарей, предвосхищающих праздничными перезвонами и трагическим набатом очередной поворот судьбы в жизни героев.
С чисто внешними событиями чередуются танцевальные монологи, раскрывающие внутренний мир центральных персонажей: конфликт Ивана-царя с Иваном-человеком; драму Курбского, попавшего в сеть дворцовых интриг и не способного выпутаться из них, а потому вынужденного бежать на чужбину; кроткую радость и печаль Анастасии, безропотно идущей на смерть.
Спектакль шел в Большом до 1990 года, в 2012-м был возобновлен и остается в репертуаре и доныне. Дважды – в 1976 и 2003 годах – Юрий Григорович ставил «Ивана Грозного» в Парижской опере. В 2001-м прошла премьера спектакля в театре «Кремлевский балет», в 2006-м – в Театре балета Юрия Григоровича в Краснодаре.


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)