Иван IV – Артемий Беляков
Анастасия – Светлана Захарова
Князь Курбский – Денис Родькин
Симфонический оркестр и детский хор Большого театра России
Дирижер – Павел Сорокин
Премьера – 20 февраля 1975, Большой театр
Возобновление постановки в новой хореографической редакции – 8 ноября 2012 г.
Продолжительность спектакля 2 часа 20 минут
Спектакль идет с одним антрактом
Мировая премьера балета «Иван Грозный» состоялась в Большом театре 20 февраля 1975 года. Партию царя исполнил Юрий Владимиров, партию Анастасии – Наталия Бессмертнова, Курбского – Борис Акимов. Во втором составе выступили Владимир Васильев и Людмила Семеняка. Для Юрия Владимирова заглавная роль стала этапной, и партия царицы Анастасии вошла в творческую биографию Наталии Бессмертновой как одна из наиболее отвечавших ее актерской индивидуальности и профессиональным данным. Следующие «цари», а к их числу всегда принадлежали артисты, отличавшиеся технической виртуозностью и наделенные актерским темпераментом, – Михаил Лавровский, Александр Годунов, Ирек Мухамедов, Алексей Фадеечев, Александр Ветров – также вписали яркие страницы в историю этого балета.
Либретто не имеет никакой литературной первоосновы, оно написано самим хореографом. Партитура собрана Михаилом Чулаки из фрагментов музыки Сергея Прокофьева к одноименному фильму Сергея Эйзенштейна и других произведений композитора. Именно музыка, по словам Юрия Григоровича, и стала основным творческим импульсом к созданию балета: «Не было никаких сомнений в том, что эта музыка может вызвать к жизни сценический танец. Мой замысел основывался именно на музыке, а не на чем-то ином, например сюжетах русской истории, биографиях персонажей, их психологических характеристиках, народном “фоне” и многом подобном, что мне приписывали или даже навязывали многочисленные комментаторы балета. Нет и еще раз нет – только музыка Прокофьева, с нее начинался замысел сорок лет назад, ею же он исчерпывается и сегодня». Декорации и костюмы, вдохновленные древнерусской архитектурой и изобразительным искусством, созданы постоянным соавтором хореографа, театральным художником Симоном Вирсаладзе.
Работа над балетом «Иван Грозный» возвращала Юрия Григоровича к истокам его творчества. Вновь, как в «Каменном цветке», своем первом балете, хореограф использовал музыку Сергея Прокофьева и воплощал на сцене тему из русской жизни.
Драматургия нового спектакля учитывала опыт «Легенды о любви» и «Спартака»: история смыкалась с преданием. Сюжет балета минует частности, отмечая вехи в жизни героев и государства: венчание Ивана на царство, смотрины и свадьбу с Анастасией, победу над иноземцами, болезнь, боярский заговор, опричнину. Реальные действующие лица – группы бояр, народа, опричников, врагов – соседствуют с аллегорическими фигурами Ликов смерти, Вестников победы. Спектакль ведет шестерка Звонарей, предвосхищающих праздничными перезвонами и трагическим набатом очередной поворот судьбы в жизни героев.
С чисто внешними событиями чередуются танцевальные монологи, раскрывающие внутренний мир центральных персонажей: конфликт Ивана-царя с Иваном-человеком; драму Курбского, попавшего в сеть дворцовых интриг и не способного выпутаться из них, а потому вынужденного бежать на чужбину; кроткую радость и печаль Анастасии, безропотно идущей на смерть.
Спектакль шел в Большом до 1990 года, в 2012-м был возобновлен и остается в репертуаре и доныне. Дважды – в 1976 и 2003 годах – Юрий Григорович ставил «Ивана Грозного» в Парижской опере. В 2001-м прошла премьера спектакля в театре «Кремлевский балет», в 2006-м – в Театре балета Юрия Григоровича в Краснодаре.
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)