В покоях юной Эльвиры один за другим появляются три ее поклонника: король, бандит и старик. Казалось бы, ситуация достойна водевиля, но Джузеппе Верди относится к страстям своих героев со всей серьезностью. А страсти кипят нешуточные: все трое соперников – гордые испанцы, к тому же доны – дон Карлос, дон Хуан Арагонский, дон Руи Гомес де Сильва. К привычному любовному треугольнику в этой опере добавлена еще одна вершина. Образовавшийся «квадрат» позволяет композитору задействовать все три мужских голоса: баритон, тенор и бас. Над мужской тесситурой парит сопрано главной героини. Отсутствие партии меццо-сопрано усиливает этот контраст.
Все герои оперы вовлечены в глубокие конфликты. Разрываема на части бедная Эльвира, ведь ее сердце принадлежит одному, рука обещана другому, а вся она находится в безграничной власти третьего. Конфликт между мужчинами-соперниками – это еще и конфликт поколений. Титульный герой молод, де Сильва – старик, королю – девятнадцать. У каждого из них к тому же уйма внутренних конфликтов, что приводит иногда к поразительно нелогичным поступкам. Главное, что управляет этими сеньорами, – помимо любви – честь. Драма Виктора Гюго, на основе которой Франческо Мария Пьяве написал для Верди либретто, так и называется: «Эрнани, или Испанская честь». Честь в этой опере сродни року, она неумолима и смертельна.
Молодому Верди, после успеха «Набукко» получавшему приглашения из самых крупных итальянских театров, нужен был именно такой, драматически насыщенный сюжет. Грандиозный скандал – bataille d’Hernani, – случившийся на премьере пьесы Гюго в Париже (1830), обещал повышенный интерес к опере на ее материале. Верди впервые не довольствовался готовым либретто, а сам активно вмешивался в работу Пьяве, своего будущего постоянного соавтора. Через семь лет после «Эрнани» Верди и Пьяве создадут «Риголетто» – еще одну оперу по пьесе Гюго. В обоих произведениях Верди использовал идентичный прием, когда простая мелодия переворачивает всю ситуацию на сцене, превращая триумф в катастрофу. В «Риголетто» это песенка Герцога, в «Эрнани» – сигнал рога.
Dramma lirico – так Верди обозначил жанр своей пятой оперы. В ее музыке еще весьма заметно влияние бельканто, так что ужасные события сопровождаются красивейшими мелодиями. «Эрнани» требует от артистов, с одной стороны, безукоризненного владения техникой бельканто, филигранной колоратуры, насыщенной кантилены, а с другой стороны – огромной певческой выносливости, способности создавать крупную экспрессивную вокальную форму, убедительной актерской игры. Арии и ансамбли главных героев (сцена и каватина Эрнани, каватина Сильвы, речитатив и ария Эльвиры, дуэт Эльвиры и дона Карлоса, дуэт Эрнани и Эльвиры, терцет Эльвиры, Сильвы и Эрнани и многие другие) – истинные шедевры итальянского оперного репертуара. Великолепная музыка досталась не только солистам, но и хористам. Хоры из «Эрнани» соперничали по степени популярности со знаменитым Va’, pensiero из «Набукко», а хор Si ridesti il leon di Castiglia («Пусть Кастилии лев вновь проснется») даже превратился в один из гимнов итальянского освободительного движения. Христина Батюшина
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)