Санкт-Петербург, Мариинский-2

Медный всадник


балет Рейнгольда Глиэра

К 150-летию со дня рождения Рейнгольда Глиэра

Исполнители

Евгений – Евгений Коновалов
Параша – Анастасия Лукина
Петр I – Данила Корсунцев
Царица бала – Анастасия Колегова
Арап Ибрагим – Евгений Дерябин
Коломбина – Тамара Гимадиева
Арлекин – Раманбек Бейшеналиев
Шут Балакирев – Владислав Шумаков

При участии студентов Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой


И стану вновь я песни продолжать…
А. С. Пушкин

Строка из ранней поэмы Пушкина не случайно выбрана эпиграфом. Глиэр родился и вырос в Киеве, в семье музыкального мастера. В доме по вечерам музицировали, и взявший в руки скрипку юный Рейнгольд принимал участие в домашних собраниях. А в 1894 году, окончательно решив посвятить себя музыке, Глиэр поступил в Московскую консерваторию, которую окончил с золотой медалью. Его Первый струнный секстет, сoч. 1 (1898), посвященный Сергею Танееву, был удостоен самой престижной в России премии имени Глинки.
Глиэр обеими ногами – в великом прошлом русской музыки; он наследует Глинке и Чайковскому, Римскому-Корсакову и Бородину, своим учителям – Танееву и Аренскому, своим старшим современникам – Рахманинову и Глазунову... Высокая музыкальная культура и совершенная композиторская техника уберегли его от немощного эпигонства: он продолжатель, а не подражатель. Знаменательно, что за симфоническую поэму «Сирены» (1908), так же как за Третью симфонию «Илья Муромец» (1911), Глиэр вновь был награжден премией имени Глинки (в жюри входили Николай Римский-Корсаков, Александр Глазунов, Анатолий Лядов). О монументальной Третьей симфонии дирижер Леопольд Стоковский, много раз исполнявший ее в Америке, писал, что композитор создал «памятник славянской культуре». Оперы Глиэра «Шахсэнем», «Лейли и Меджнун» – дань традиции русского музыкального Востока.
В 1913 году Глиэр приглашен руководить классом композиции в торжественно открытой Киевской консерватории. Композитор вернулся в родной город, где был профессором, а с 1914 года и директором новой консерватории. У него учились украинцы Лев Ревуцкий и Борис Лятошинский. 18 ноября 1916 года Глиэр во главе оркестра аккомпанировал Сергею Прокофьеву, впервые игравшему в Киеве свой Первый фортепианный концерт. Глиэр припомнил в тот вечер свои занятия с одиннадцатилетним Сережей Прокофьевым, которые он начинал по рекомендации Танеева. Своим «первым настоящим учителем» называл Глиэра другой выдающийся русский композитор ХХ века – Николай Мясковский. С 1920 года Глиэр вел класс композиции в Московской консерватории.
«Как-то так выходит, что кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра – прямым или "внучатым", то есть учеником ученика», говорил Прокофьев. Не случайно в 1937 году Глиэр возглавил Московский союз советских композиторов, а в 1939–1948 годах был председателем Оргкомитета Союза композиторов СССР.
В годы войны Глиэр активно и плодотворно работал во всех жанрах от массовой песни-плаката «Будет Гитлеру конец» до оперы «Рашель» на либретто Михаила Булгакова и Маргариты Алигер (по новелле Мопассана «Мадемуазель Фифи»), от пронизанного героикой Четвертого струнного квартета до Увертюры на славянские темы. Среди нескольких инструментальных концертов Глиэра выделяется Концерт для голоса с оркестром (1942) – подлинный шедевр, впечатляющий искренним чувством и обаятельным мелодизмом. Один из пионеров драмбалета (в 1927-м он создал балет «Красный мак»), Глиэр завершал свой творческий путь балетами «Медный всадник» (по поэме Пушкина) и «Тарас Бульба» (по повести Гоголя).
В музыке «Медного всадника» немало запоминающихся страниц, среди них вальс, ставший в один ряд с хрестоматийными русскими образцами этого жанра – вальсами Глинки, Чайковского, Глазунова… Но поистине всенародную любовь снискал «Гимн великому городу» – торжественное и величавое завершение балета, симфоническая ода, родственная петровским кантам XVIII века. Гимн вдохновлен, буквально продиктован пушкинским вступлением к «Медному всаднику», его метрикой и строфикой. Знаменитая мелодия Рейнгольда Глиэра – символ невской столицы, такой же узнаваемый, как адмиралтейский кораблик. Иосиф Райскин

Премьера балета в хореографии Ростислава Захарова – 14 марта 1949 года, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)
Премьера балета в постановке Юрия Смекалова – 31 марта 2016 года, Мариинский театр


Продолжительность спектакля 3 часа
Спектакль идет с двумя антрактами

Возрастная категория 6+

Авторы и постановщики

Музыка Рейнгольда Глиэра
Либретто Петра Аболимова по поэме А. С. Пушкина

Хореография Ростислава Захарова, Юрия Смекалова
Постановка Юрия Смекалова
Художник-постановщик – Андрей Севбо
Художник по костюмам – Татьяна Ногинова
Художник по свету – Александр Наумов
Художник-видеографик – Александр Логвинов

Краткое содержание

Пролог
Пустынный берег. Петр I погружен в думы о будущем России, о создании города на Неве.

Действие I
Петербург, 1824 год. На Сенатской площади у памятника Петру I народное гулянье. Дают представление бродячие артисты. Танец Коломбины и Арлекина прерывается звуками военного оркестра – через площадь марширует полк. У памятника встречаются влюбленные Евгений и Параша. В наступающих сумерках торжественно грозным кажется монумент Петру Великому. Евгений с восторгом рассказывает Параше о Петре…

Гавань Петербурга. На верфи закончена постройка корабля, идут приготовления к торжественному спуску. Основатель русского флота Петр I с гордостью осматривает новый корабль, отдает последние распоряжения. Прибывают заморские гости. Все готово для торжества. Петр перерубает канат, и корабль медленно сходит со стапелей.
По аллее Летнего сада гости идут во дворец Петра I на ассамблею. Петр представляет своего крестника, вернувшегося из Франции Ибрагима, красавице, признанной на ассамблее «царицей бала». Государь открывает подаренный голландскими моряками глобус с моделью нового корабля. В разгар общих танцев Меншиков затевает игру – оказавшийся без дамы должен выпить кубок большого орла. Гости расходятся далеко заполночь.
Оставшись один, Петр мечтает о том, каким станет город, заложенный в устье Невы.

Действие II
Осень 1824 года. В домике на берегу Васильевского острова живет Параша с матерью. В саду под сенью ивы она с подругами водит хоровод. Мать Параши показывает, как плясали в старину. Девушки гадают. Евгений, прячась за ивой, любуется их танцами.
Евгений и Параша мечтают о тихом семейном счастье. Девушки дарят влюбленным свадебные венки из осенних листьев.
Вдруг поднимается ветер, небо затягивают тяжелые тучи – приближается непогода. Евгений прощается с Парашей и спешит домой, пока не сняты с Невы мосты.

Комната Евгения. Евгений вспоминает о свидании с любимой, все его мысли о свадьбе.
А за окном бушует непогода, надвигается наводнение. Тревожась за Парашу, домик которой стоит у самого залива, Евгений спешит к возлюбленной.

Действие III
На набережной толпа испуганных горожан наблюдает за тем, как быстро поднимается вода в Неве. Река выходит из берегов. Евгений в отчаянии – путь к Параше отрезан. Взобравшись на каменного льва, он с ужасом наблюдает картину наводнения. Обезумев от тоски и страха, Евгений бросается в воду в надежде переправиться через бушующую Неву к домику Параши.

Буря утихла. На том месте, где еще вчера жила Параша, нет ни старого домика, ни калитки, ни людей – только одиноко поникла сломанная ива. Потрясенному горем Евгению чудится, будто вновь появляется его любимая. Евгений теряет рассудок.

Над безумным Евгением насмехаются мальчишки. На месте недавнего свидания с Парашей Евгений с ненавистью смотрит на Медный всадник, считая Петра, основавшего город на Неве, виновником своих несчастий. Евгений слышит за собой тяжелый топот величественного всадника и вступает с ним в смертельную схватку. Не в силах бороться Евгений падает мертвым.

Эпилог
Заложенный Петром город преобразился, а петербуржцы, как и прежде, мечтают о любви и счастье…


Возвращение на сцену забытых, некогда любимых публикой спектаклей – тренд Мариинского балета последних лет. Появление в репертуаре «Медного всадника» – продолжение этого курса. Но если раньше старые балеты восстанавливали, скрупулезно реконструируя тексты по архивным записям или воспоминаниям танцевавших эти спектакли артистов, то на сей раз антиквариат решили адаптировать к современности. В новом «Медном всаднике» сохранена хореографическая конструкция спектакля Ростислава Захарова, созданного в 1949 году: те, кто выходил на сцену в этом балете в 1980-е, показали сегодняшним артистам свои партии. А танцевальную скромность того драмбалетного спектакля до соответствия интересам современных исполнителей и привычкам нынешних зрителей довел Юрий Смекалов – прыжков и сложных пируэтов в хореографическом тексте стало больше. «В своей постановке я стараюсь сохранить хореографическую мысль Захарова, но хочу показать ее в новом ракурсе, чтобы спектакль обрел актуальность для сегодняшней публики», – говорит постановщик. Если танцы подверглись обновлению лишь частично, то в убранстве сцены полностью отказались от решений спектакля сталинского времени, а многое из того, что зрители середины ХХ века домысливали, отдаваясь патетике музыки Глиэра, сегодня прорисовывается компьютерной графикой. Патину времени с антикварного сувенира сняли, придав «Медному всаднику» современный лоск. Ольга Макарова


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)